Физкультурно спортивная деятельность. Физкультурно-спортивная деятельность как объекта

Физкультурно спортивная деятельность. Физкультурно-спортивная деятельность как объекта

15.04.2021

Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Кожанов В. И., Суриков А. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы физического воспитания учащейся молодежи: проектирования личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» , формирования готовности к физическому самовоспитанию , физического самосовершенствования и самовоспитания студентов педагогических вузов .

Ученые отмечают целесообразность изменения практики физического воспитания студенческой молодежи, говорят о необходимости обеспечения свободного выбора форм занятий, отхода от педагогического авторитаризма, жестких норм и стандартов в учебном процессе .

Вместе с тем, как показывает анализ теории и практики высшего педагогического образования, проблема формирования готовности учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованной .

Целевое назначение, сущность и содержание готовности к физкультурно-спортивной деятельности определяются ее местом и ролью в структуре более общей системы физкультурно-спортивной деятельности, по отношению к которой она выступает как необходимый структурный компонент – интегральная характеристика субъекта деятельности. Поэтому первым шагом теоретического анализа исследуемой нами проблемы является раскрытие сущности и содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Родовыми по отношению к физкультурно-спортивной деятельности являются понятия «деятельность», «культура», «физическая культура». Поэтому характеристика физкультурно-спортивной деятельности осуществляться с учетом сущности и содержания этих понятий.

На философском уровне деятельность рассматривается как специфически-человеческий способ отношения к миру, как предметная деятельность. Она представляет собой «…процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности» … В деятельности человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности … он не приспосабливается к остальной природе, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры .

Деятельность выступает как диалектическое единство опредмечивания и распредмечивания: она постоянно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.



Другим существенным признаком человеческой деятельности является ее целенаправленность . Цель определяет содержание деятельности и ее результаты. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, - подчеркивает К. Маркс, - в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинить свою волю» .

Деятельность человека всегда носит осознанный характер. В разных условиях и ситуациях степень и полнота отражения действий в сознании может быть различной – от ясно осознаваемой до смутно осознаваемой, при этом цель деятельности всегда осознается достаточно хорошо.

Если цель не осознаваема, то имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Психологи рассматривают деятельность как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» .

Физкультурно-спортивная деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, включает в свою психологическую структуру потребности, мотивы и определяемые ими цели и задачи, что в совокупности составляет ее мотивацию, выполняющую функции побуждения, направления и смыслообразования деятельности.

Вторым структурным компонентом деятельности выступают способы ее выполнения, выступающие в данном виде деятельности в форме физических упражнений. Результаты физкультурно-спортивной деятельности проявляются в биологических, психологических, педагогических и социальных эффектах .

А. Н. Леонтьев считает, что «основным отличием одной деятельности от другой полагается различие их предметов» .

В качестве предмета физкультурно-спортивной деятельности выступает физическая культура. В процессе этой деятельности человек присваивает ценности, накопленные человечеством в области физической культуры, делает их своим внутренним достоянием, переводя в форму действующей способности (распредмечивание). С другой стороны, обогатившись физической культурой человечества, человек вносит свой личностный вклад в ее дальнейшее развитие (опредмечивание).

В соответствии с концептуальными положениями психологической теории деятельности (Л. В. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) качественное своеобразие предмета физкультурно-спортивной деятельности обусловливает особенности ее психологического содержания: мотивации , побуждающей и направляющей человека к его присвоению, воспроизведению и творческому преобразованию, используемых для этого способов и средств , и достигаемых при этом результатов .

Для нас методологически значимым в определении физической культуры являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры - деятельность индивида по «позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей».

В соответствии с первым признаком физическая культура личности определяется как деятельность по присвоению ценностей физической культуры общества, т.е. как физкультурно-спортивная деятельность.

С учетом второго признака, физическая культура рассматривается как интегральная характеристика человека как субъекта этой деятельности, определяющая уровень и характер готовности к ее осуществлению.

Физкультурно-спортивная деятельность личности осуществляется непосредственно в социальной, психической средах. Функционирование ее в этих средах осуществляется через общественную и личную жизнь одних и тех же групп участников физкультурного движения. Именно от потенций, состояния, статуса, подвижности и других социальных и психических характеристик участников деятельности зависит степень этого взаимодействия. Причем, наиболее интенсивное влияние среды на физкультурно-спортивную деятельность и наоборот происходит через такой субъект деятельности, как общество в целом.

Таким образом, физическая культура, рассматриваемая как один из видов человеческой деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность учащейся молодежи подразделяется на 4 вида: неспециальное физическое образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Они отличаются друг от друга кругом решаемых задач, содержанием, средствами, методами, формами организации и видами занятий. Наряду с этим, каждый вид включает элементы других частей, поскольку они образованы из одной метасистемы - физической культуры.

Неспециальное физическое образование учащейся молодежи представляет собой организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на: 1) формирование у студентов системы теоретических и методических знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры; 2) системное освоение студентом рациональных способов управления своими движениями на уровне двигательных умений и навыков; 3) вооружение студентов умениями использовать теоретические и методические знания для управления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью; 4) формирование у студентов ценностных ориентаций, интересов, потребностей и убеждений; 5) развитие разносторонних физических способностей; 6) общую физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Спорт представляет деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.

В системе физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи спорт является логическим ее завершением, потому что неспециальное физическое образование создает начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, а спорт раскрывает эти возможности человека на предельных уровнях.

Выделяются два уровня развития спорта как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов: начальной подготовки и углубленной специализации. Уровень начальной подготовки реализуется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях со студентами спортивных отделений.

Уровень углубленной специализации предполагает, наряду с этими видами занятий, учебно-тренировочные занятия со студенческой молодежью в спортивных секциях. На этом уровне происходит выявление наиболее способных в спортивном отношении студентов и подготовка их в сборные команды факультета, вуза для участия в соревнованиях различного ранга.

Физическая рекреация. «Рекреация» в переводе с латинского означает отдых, восстановление физических и духовных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, с возможностью самовыражения, со снятием эмоционального напряжения. Под общим понятием «рекреация» подразумевают основные формы деятельности, одобренные обществом, с целью отдыха, развлечения и самосовершенствования.

Физическая рекреация как вид рекреации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий студентов физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление их физических и духовных сил, затраченных во время деятельности (труд, учеба, спорт), профилактику утомления, развлечение .

По мнению М. Я. Виленского, физическая рекреация вызывает интерес у студентов, поскольку способствует рациональной и эмоционально привлекательной организации свободного времени, активному отдыху с применением различных видов физических упражнений, повышению работоспособности, росту творческой активности, укреплению здоровья .

В. М. Выдрин отмечает, что, несмотря на важное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Автор считает, что для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки для преобразования процессов воспитания в самовоспитание, через формирование готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности .

Двигательная реабилитация. «Реабилитация» в переводе с латинского означает восстановление и трактуется как ряд профилактических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма или трудоспособности.

Двигательная реабилитация определяется как специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, характерных для видов деятельности, связанных с экстремальными условиями. Важнейшей задачей двигательной реабилитации как вида физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи является необходимость добиваться не только их полного клинического, но и функционального восстановления. На практике двигательная реабилитация студентов предусматривает лечение травм, а также восстановление физических кондиций после перенесенных травм и заболеваний.

Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность представляет собой один из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности учащейся молодежи в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. С. 22-26.

2. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 209 с.

3. Визитей, Н. И. Социальная природа современного спорта/ Н. И. Визитей. – Кишинев: Штиинца, 1979. – 83 с.

4. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения/ М. Я. Виленский. – М.: Высшая школа, 1982. – 156 с.

5. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1996. – 587 с.

6. Выдрин, В. М. Физическая культура студентов вузов / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко: Учебное пособие. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.

7. Зеленов, Л. А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры)/ Л. А. Зеленов, Ю. А. Лебедев // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 9. – С. 48-50.

8. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии / А. Н. Леонтьев. – 1972. – № 9. – С. 28-41.

9. Лубышева, Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. – М. : Теория и практика физической культуры, 2000. – 151 с.

10. Лях, В. И. Ориентиры физического воспитания / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон //Советская педагогика. – 1990. – № 11. – С. 33-38.

11. Маркс, К.Полное собрание сочинений, 2 издание / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.,1955.

12. Матвеев, Л. П. О культуре физической/ Л. П. Матвеев //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы конференции. – Ереван, 1984. – С. 10

13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

14. Решетников, Н. В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин.: Учебное пособие. – М.: Academia 1998 – 159 с.

15. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. П. Столяров//Вопросы философии. – 1988. – N 4. – С. 78-91.

16. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис.…канд. пед. наук / В. К. Тихонова.– М., 2000. – 165 с.

17. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.

использование дополнительного отягощения и его влияние на эффективность выполнения студентами двигательных заданий

Васильковская, Ю. А., Федякина, Л. К.

Сочинский государственный университет,

Сочи, Россия

Дополнительное отягощение при выполнении тренировочных упражнений в спорте используется достаточно давно. Наряду с этим в процессе регламентированных занятий физической культурой со студентами вуза дополнительное отягощение используется очень ограничено.

С целью исследования влияния дополнительного отягощения (рюкзака) на эффективность выполнения двигательных заданий студентами было организовано настоящее исследование. Предполагалось, что анализ результатов выполнения студентами упражнений с дополнительным отягощением позволит выявить влияние, которое оказывает дополнительное отягощение на проявление двигательных качеств и функциональные возможности организма студентов.

Выполнение двигательных заданий с дополнительным отягощением рассматривается как один из путей повышения интенсивности занятий физической культурой студентов с высоким уровнем физической подготовленности.

В исследовании принимали участие 77 студентов первого-второго курсов Сочинского госудапрственного университета. В ходе исследования студенты выполняли два варианта двигательных заданий: без дополнительного отягощения и с дополнительным отягощением. Задания выполнялись на учебных занятиях по физической культуре с интервалом в одну неделю.

Исследовалось влияние дополнительного отягощения (рюкзака) на проявление скоростно-силовых способностей студентов. Выполнялся прыжок вверх с места, прыжок вверх с места без маха руками и прыжок вверх с места с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с места позволяют оценить уровень развития скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей, которые несут основную нагрузку при прохождении маршрута терренкура и в ходе туристского похода. Предполагалось, что величина снижения высоты прыжка под влиянием дополнительного отягощения может рассматриваться как один из информативных показателей, характеризующих скоростно-силовые способности нижних конечностей студентов, может служить для определения величины отягощения при прохождении маршрута терренкура, может служить одним из критериев для разделения студентов на группы и т.д.

Прыжки вверх с места выполнялись на контактной платформе, при этом регистрировалось время полета. При прыжке вверх с места с дополнительным отягощением отсутствуют маховые движения руками. Представляется обоснованным сравнивать эти результаты с результатами прыжка, выполненного без маха руками.

Анализ выполнения студентами прыжков вверх с места в различных условиях (таблица 1) свидетельствует о несомненном влиянии условий выполнения двигательного задания.

Время полета в прыжке вверх с места без маха руками на 10,5% меньше, чем время полета в прыжке вверх с места. Тем самым, мы оценили вклад маховых движений руками. Так как прыжок вверх с места с дополнительным отягощением выполнялся без маха руками, представляется вполне оправданным учитывать вклад маховых движений руками в результат прыжка.

Таблица 1 – Влияние дополнительного отягощения (рюкзака) на показатели скоростно-силовых способностей студентов

*- сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г. Ф. Лакин, 1990)

Время полета в прыжке вверх с места с дополнительным отягощением на 16,8% меньше, чем время полета в прыжке вверх с места. Дополнительное отягощение в 10-12 % от веса тела снижает высоту прыжка на 7,1% по сравнению с высотой прыжка вверх с места без маха руками. Очевидно, величина уменьшения высоты прыжка вверх с места зависит от уровня физической подготовленности студентов и, прежде всего, от уровня развития силы мышц разгибателей бедра, голени, стопы, а также от величины дополнительного отягощения по отношению к весу тела студента.

Таким образом установлено, что величина дополнительного отягощения в 10-12% от веса тела студента оказывает статистически значимое (р<0,01) влияние на проявление скоростно-силовых способностей, поэтому может рассматриваться как критическая и использоваться при выполнении двигательных заданий, связанных с восхождением;

Нами также исследовалось влияние дополнительного отягощения (рюкзака) при восхождении по ступенькам лестницы. Выполнялось восхождение по ступенькам лестницы на 17 этаж.

Студентам предлагалось выполнить восхождение по ступенькам лестницы на 17 этаж без груза и с дополнительным отягощением с интервалом в одну неделю. Перед началом подъема, в процессе подъема, по его окончании и в период восстановления фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) при помощи спорт-тестера Polar electro oy С-120. Фиксировалось время подъема на каждый этаж и темп восхождения.

Результаты, представленные в таблице 2 и на рис. 1, свидетельствуют о том, что при подъеме по ступенькам лестницы на 17 этаж с дополнительным отягощением в значительной мере, увеличивается время подъема (на 18,1%) и снижается темп восхождения.

В частности, темп восхождения на 17 этаж без дополнительного отягощения снижается, начиная с 31 метра подъема, на 0,1 ш/с, а при восхождении с дополнительным отягощением снижается последовательно через каждые 15 этажей на 0,3 ш/с.

Возможно, это связано с тем, что длина шага в обоих случаях одинакова, и по мере наступления утомления происходит снижение темпа.

Менее выражена разница в динамике ЧСС. Средняя ЧСС при подъеме по ступенькам лестницы на 17 этаж с грузом лишь на 3,1% выше, чем при подъеме по ступенькам лестницы без груза. Разница максимальных значений ЧСС составляет 5,6%.

Таблица 2 – Влияние дополнительного отягощения на показатели выполнения двигательного задания «восхождение по лестнице» (`Х± σ)

* - сравнение показателей по Х-критерию Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Лакин, 1990)

Полученные результаты несколько отличаются от результатов прохождения маршрута терренкура, что, по-видимому, связано с общим временем выполнения двигательного задания, с механизмами энергообеспечения.

Косвенным подтверждением этому могут служить результаты сравнения высоты прыжка вверх с места без дополнительного отягощения и результаты прыжка вверх без маха руками, разница при выполнении которых составляла, примерно, 7%. При выполнении повторного подъема с дополнительным отягощением на 17 этаж ЧСС перед подъемом составляла 120 уд./мин., максимальные значения ЧСС достигали 181 уд./мин., средние значения ЧСС составляли 152 уд./мин.

Рис. 1. Динамика показателей при восхождении по лестнице без груза и с дополнительным отягощением (1 - динамика ЧСС при восхождении без груза; 2 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением; 3 – время восхождения без груза; 4 – время восхождения с дополнительным отягощением)

Такой подход может быть использован в процессе академических занятий физической культурой для тренировки аэробно-анаэробного механизма энергообеспечения, но при этом следует выполнять не менее 2-6 подъемов, с интервалом отдыха между подъемами 5-7 минут.

Таким образом, подъем по ступенькам лестницы на 17 этаж с дополнительным отягощением позволил оценить его влияние на организм студентов, что должно учитываться при проведении терренкуров и туристских походов. Несомненно, что полученные результаты, в значительной мере, применимы для студентов с высоким уровнем физической подготовленности.

Следует отметить, что подъем по ступенькам лестницы на 17 этаж можно использовать ограничено, так как не всегда есть такая возможность (здание достаточной высоты), поэтому, как альтернативный вариант может рассматриваться восхождение по ступенькам лестницы на четвертый этаж.

Это соответствует рекомендациям К. Купера (1979) для развития аэробных возможностей человека, а также согласуется (суммарно) с перепадами высот маршрута терренкура. Студентам предлагалось выполнить восхождение по ступенькам лестницы на 4 этаж, затем они спускались вниз, и это повторялось четыре раза. Двигательное задание выполнялось без груза и с дополнительным отягощением. В обоих вариантах выполнялись восхождения по ступенькам лестницы на 4 этаж, наступая на каждую ступеньку лестницы и шагая через ступеньку лестницы. Перед началом подъема, в процессе подъема, по его окончании и в период восстановления фиксировалась ЧСС при помощи спорт-тестера Polar RS400. Задания выполнялись студентами по одному, фиксировалось время подъема на каждый этаж и темп восхождения.

Среднее время восхождения по лестнице на 4 этаж без груза, наступая на каждую ступеньку лестницы, составляло 47,22±0,383 с, а с дополнительным отягощением – 50,21±0,525 с.

При восхождении по лестнице, шагая через ступеньку, среднее время восхождения на 4 этаж без груза составляло 40,23±0,519 с, а с дополнительным отягощением 42,65±0,507 с.

Дополнительное отягощение привело к увеличению времени восхождения на 6,0-6,3% независимо от изменения длины шага. При этом время отдыха в первом случае увеличилось на 8,5%, а во втором случае, только на 3,1%. По-видимому, это связано с изменением величины подъема общего центра тяжести в каждом цикле движения, а не применением дополнительного отягощения. Оценить воздействие на организм студентов дополнительного отягощения и изменения длины шага можно по динамике ЧСС во время подъема и отдыха.

Динамика ЧСС при восхождении по лестнице на 4 этаж без груза и с дополнительным отягощением представлена на рисунке 2.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что изменения ЧСС во всех случаях имеют однонаправленный характер, с общей тенденцией увеличения при четвертом восхождении. Это более выражено при восхождении с грузом, шагая через ступеньку. Поэтому, для достижения выраженного тренировочного эффекта при развитии аэробных возможностей необходимо выполнять не менее четырех – шести восхождений на четвертый этаж.

Восхождение по ступенькам лестницы на четвертый этаж, шагая через ступеньку, вызывает более выраженные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы, чем восхождение с дополнительным отягощением, наступая на каждую ступеньку лестницы (рисунок 2, графики 2, 3).

Подъем общего центра тяжести тела студента в каждом цикле движения, шагая через ступеньку, увеличивается в два раза, при этом значительно сокращается время восхождения (на 14,8%), поэтому отмечаются более выраженные сдвиги в деятельности ССС. Следует отметить, что выполнение двигательных заданий, шагая через ступеньку, приводит к изменению суставных углов работающих звеньев, что влечет за собой изменение величины плеча тяги работающих мышц, а это, в свою очередь, приводит к увеличению энергозатрат при подъеме.

Значительное повышение интенсивности движения, шагая через ступеньку, приводит к тому, что ЧСС перед началом очередного восхождения, значительно, выше (на 7%), чем при восхождениях наступая, на каждую ступеньку.

Рис. 2. Динамика ЧСС при восхождении по лестнице на 4 этаж без груза и с дополнительным отягощением (1 - динамика ЧСС при восхождении без груза, наступая на каждую ступеньку; 2 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением, наступая на каждую ступеньку; 3 – динамика ЧСС при восхождении без груза, шагая через ступеньку; 4 – динамика ЧСС при восхождении с дополнительным отягощением, шагая через ступеньку)

Полученные результаты позволяют сделать следующее заключение:

· применение дополнительного отягощения при восхождении по ступенькам лестницы приводит к увеличению тренировочного воздействия, что выражается в увеличении ЧСС на 4-5%;

· величина подъема общего центра тяжести в каждом цикле движения при восхождении по ступенькам лестницы (это связано, прежде всего, с длиной шага) является определяющим параметром, влияющим на величину тренировочного воздействия;

· сочетание длины и частоты шагов при восхождении по ступенькам лестницы является основным при управлении величиной нагрузки, а их оптимальное сочетание дает наибольший эффект.

Федерации, спортивные ассоциации, профессиональные лиги, ДЮСШ, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и фитнес-клубы - все это организации, работающие в сфере физкультуры и спорта. В России функционирует множество таких организаций, преследующих конкретные цели, будь то учебно-тренировочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа с населением или организация физкультурно-спортивной работы по воспитанию спортсменов-профессионалов. Пропаганда ЗОЖ, внедрение в массовое сознание идеи важности физического развития, воспитание спортивной культуры становятся все более актуальными в современном обществе. Это связано с тем, что продолжительность и качество жизни населения напрямую зависят от проводимой в стране физкультурно-спортивной политики.

Правовой аспект

В России деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ.

Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие компании работают на прибыль (например, фитнес-клубы). Некоммерческие объединения преследуют другие цели: приобщение населения к ЗОЖ, популяризация отдельных спортивных направлений и тому подобные. Членство физкультурно-спортивных организаций в спортивных объединениях международного уровня дает им соответствующие статусу права и обязанности, но только если последние не идут вразрез законодательству РФ. Эффективная работа таких объединений способствует подъему любительского и профессионального спорта.

Организаций:

  • распространение среди населения физкультуры и спорта;
  • охрана и укрепление здоровья спортсменов и всех лиц, причастных к спортивным и тренировочным мероприятиям;
  • обеспечение необходимых условий для тренировочного процесса;
  • содействие спортсменам и тренерам в достижении высоких результатов в спортивной деятельности.

Государственные физкультурно-спортивные организации

Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера. Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание). Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.

Государственные ФСО Госорганы

Федеральные органы управления ФКиС

Минспорт

Росспорт

Органы управления ФКиС субъектов РФ Спорткомитеты (краевые, областные, республиканские), различные министерства, департаменты, управления.
Муниципальные органы управления ФКиС Спорткомитеты (городские, сельские), отделы администраций
Образовательные и научные учреждения в сфере ФКиС Университеты, институты
Учреждения физкультурно-спортивного направления, осуществляющие дополнительную образовательную и подготовительную деятельность в сфере ФКиС, а также центры спортивной подготовки. Детские спортшколы, детско-юношеские спортшколы олимпийского резерва, УОР и т. п.

Негосударственные

Ведомственные, общественные и частные организации, работающих в сфере ФКиС, создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся федерации, ассоциации, спортклубы, фитнес-клубы и тому подобные. Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является ОКР.

Общероссийское общественное объединение ОКР способствует развитию профессионального и массового спорта, внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране, представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, утверждает состав участников от России и обеспечивает жизнедеятельность членов делегации на время поездки. Финансируется ОКР за счет собственных источников, добровольных пожертвований и средств из федерального бюджета. Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и представительство паралимпийского, сурдлимпийского движения России и специальной олимпиады. Это Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными возможностями), Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха) и Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).

Общероссийские, региональные и местные федерации

В целях пропаганды и развития определенного вида(ов) спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации общероссийского уровня. Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются региональными физкультурно-спортивными общественными организациями, а федерации, созданные на территориях городского округа, муниципалитетов или внутригородского муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, являются местными спортивными федерациями. Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по организации, проведению, контролю, усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная организация отвечает.

Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право проводить первенства, чемпионаты и кубки России, разрабатывать регламенты соревнований, использовать символику сборных команд, осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров, проводить их аттестацию, осуществлять формирование сборных команд РФ, организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня. В круг обязанностей общероссийских спортивных федераций входит развитие того или иного спортивного направления в стране, формирование сборных России для участия в международных соревнованиях, внесение предложений по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, разработка программ развития определенной спортивной дисциплины, ведение информационной работы, организация детско-юношеских соревнований, противодействие допингу и дискриминации. Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обязанности только на уровне субъектов Российской Федерации.

Спортивные клубы

Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или работы, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенческих и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физкультурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность. Их финансирование осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законом. Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан.

Спортивные клубы бывают разных типов:

  • при общеобразовательных организациях;
  • при образовательных организациях профессионального и высшего образования;
  • при предприятиях, учреждениях, организациях;
  • фитнес-клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
  • детские, подростковые клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.

Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Данные заведения стали открываться в России после перестройки. Сейчас это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия. Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп населения. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам. Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Требования к оздоровительным услугам

Спортивные услуги должны формировать идею ЗОЖ у граждан, являться экологичными и безопасными. Должны быть обеспечены комфортность, эстетичность, своевременность, зрелищность, информированность, социальная адресность предоставляемых услуг, а также этичность персонала. Формирование ЗОЖ предполагает распространение знаний о важности занятий, доступность спортивных услуг для населения, использование различных методик и видов мероприятий, направленных на укрепление и оздоровление организма, поддерживающих здоровье граждан, обучение и врачебную консультацию.

Социальная адресность предусматривает соответствие услуг ожиданиям, а главное - возможностям различных групп. Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, медицинского обслуживания и предупреждения травматизма. В спортивных сооружениях должны присутствовать необходимые показатели микроклимата, не должен быть превышен допустимый уровень содержания вредных веществ и шума. Существуют определенные требования к прилегающим территориям, к уборке этих территорий и внутренних помещений. Обслуживающий персонал обязан иметь необходимую спортивную и профессиональную квалификацию, обеспечивать безопасность потребителей, знать порядок действий во внештатных ситуациях, иметь навыки преподавательской и организационно-методической деятельности.

Организация физкультурно-спортивных мероприятий

Подобные мероприятия могут иметь различную направленность: учебно-тренировочную, агитационно-пропагандистскую, соревновательную. Условия их проведения определяется организаторами, которые имеют право:

  • останавливать и прекращать мероприятия;
  • корректировать время;
  • утверждать итоги;
  • содействовать обеспечению общественного порядка на мероприятиях;
  • определять компенсационные выплаты волонтерам, судьям, контролерам-распорядителям, а также нормы предоставления им вещей и снаряжения, нормы питания и условия проживания;
  • устанавливать дополнительные требования для зрителей;
  • использовать наименования мероприятия и его символику;
  • размещать рекламу в месте проведения мероприятия;
  • выбирать производителей экипировки и оборудования;
  • освещать мероприятия;
  • определять виды, порядок применения, исполнения и прекращения спортивных санкций.

Порядок проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в субъектах РФ, а также международных спортивных мероприятий имеет свои особенности и регламентируется статьей 20 федерального закона № 329-ФЗ.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает разработку положений о соревнованиях, утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию. В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: место, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов. От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.

Спорт в массы

Государственная политика по развитию массовой физкультуры и спорта реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Главная цель - привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.

Актуальным остается вопрос организационной работы с отдаленными сельскими поселениями, в которых нет даже ДЮСШ. Правильно поставленная работа с населением способствует:

  • укреплению организма;
  • развитию ключевых двигательных качеств;
  • формированию привычки заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.

Формами работы с населением являются занятия в кружках и секциях, туристические походы, спортивные соревнования, праздники физкультуры и спорта и тому подобное. И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому воспитанию и идеям ЗОЖ.

Спортивно-оздоровительные услуги

В настоящее время на территории России существует большое количество оздоровительных физкультурно-спортивных организаций. Спортивно-оздоровительные услуги оказываются в оздоровительных комплексах, тренажерных залах, центрах, студиях, клубах и подобных предприятиях. Успешная деятельность, безупречная репутация гарантирует организации стабильный поток клиентов. Направленность оздоровительных тренировок в основном сводится к общефизической подготовке в соответствии с возрастом и физическими данными учащихся, а также к закаливанию, плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе. Подобные услуги приобретают популярность в фитнес-центрах. В частности, курс «здоровый позвоночник» вводится во многих фитнес-клубах, так как именно проблемы со спиной беспокоят сегодня каждого второго гражданина России.

В зависимости от комбинации упражнений и их темпа, занятия фитнесом носят спортивный или оздоровительный характер. В случае с оздоровлением предполагается умеренная аэробная нагрузка и акцент на развитие гибкости и мышечной силы. Осуществление спортивно-оздоровительной деятельности также проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, при которых открываются клубы по спортивным интересам, секции, школы здоровья и тому подобное. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия включают различные соревнования, праздники, фестивали, спартакиады. Их проведение включает в себя разработку планов мероприятий, их положений и других организационных моментов.

Заключение

Физкультурно-спортивная организация - это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) развития спорта высоких достижений. Большое значение сейчас имеет развитие как профессионального, так и массового спорта. В Российской Федерации на данном этапе существует огромное количество физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых отвечает определенной миссии: спортивные школы, клубы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, государственные комитеты, федерации и так далее. Совершенствование работы данных организаций имеет первостепенное значение для поддержания здоровья населения, для привлечения молодого поколения к занятиям спортом, чтобы те предпочли ЗОЖ алкоголю, курению и другим пагубным привычкам. В странах, где спортивной политике уделяется повышенное внимание, где создаются все условия для приобщения населения к занятиям физкультурой и спортом, продолжительность жизни возрастает, а также решаются злободневные социальные проблемы (наркомания, преступность и тому подобные). Безусловно, популяризация массового спорта в стране - это долгосрочная задача, в решении которой должны принимать участие все члены общества. Специалисты отмечают подъем спортивного движения в России, повышение числа людей, занимающихся физкультурой и спортом. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Российской Федерации, будет привлечение половины населения государства к занятиям спортом, в том числе восьмидесяти процентов детей.

физкультурно-спортивная деятельность, социокультурные особенности, состязательность (соревнование), спортивная игра, зрелищность, гуманизация спорта.

Аннотация:

Социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности проявляются в ее направленности на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей человека, соревновательности, открытости, игровом характере и зрелищности. Притягательная сила спортивного зрелища обусловлена равенством возможностей для соревнующихся сторон, предельной «сжатостью» во временном аспекте, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием.

Текст статьи:

Спорт и связанная с ним физкультурно-спортивная деятельность являются значимыми сферами социокультурной жизни общества и отдельного индивида.

От других видов деятельности физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) отличается, прежде всего, своим предметом и целевой направленностью . Предметом спортивной (физкультурно-спортивной) деятельности выступают физические качества и способности человека, целью этой деятельности – совершенствование физических качеств и развитие физических способностей.

При всех разногласиях в интерпретации понятия спорта, большинство исследователей к числу наиболее существенных признаков спорта относят состязательность, соревнование .

Состязательность – это «собирательное понятие», которое имеет, по меньшей мере, четыре значения: 1) определенная характеристика социальных отношений (экономических, правовых, политических и т.д.), 2) определенный вид социальных отношений, 3) определенный вид социальных процессов, 4) определенное психологическое состояние индивида или группы людей.

Социальные отношения могут характеризоваться разными признаками: напряженные, конфликтные, кризисные и т.д. Одной из таких характеристик является состязательность, отличительными чертами которой являются компаративность и самоутверждение или, иначе говоря, компаративное самоутверждение , т.е. самоутверждение индивида или группы индивидов в сравнении с другими индивидами или группами индивидов. При этом последние (их качества, действия, результаты) оказываются определенным ориентиром для первых и наоборот.

Возможно представить состязательность в виде определенного социального отношения , специфика которого заключается в компаративном самоутверждении его участников. Поскольку это отношении имеет, как правило, двухстороннюю направленность, то правильно говорить не только о состязательном отношении, но и о состязательных отношениях.

Состязательность выступает и в виде определенного процесса , понимаемого как «относительно однородная серия явлений, связанных взаимными причинами или структурно-функциональными зависимостями» . Применительно к состязательности эта серия явлений означает установление состязательных отношений, повышение или понижение их интенсивности, расширение или сужение их сферы… Завершающей стадией состязательности как определенного процесса выступают сравнительные результаты ее участников. Одни оказываются в победителях, другие терпят поражение. Затем эта серия явлений повторяются и т.д. Не исключены, разумеется, и такие случаи, когда она прерывается, но это не отменяет самого факта серийности. Исключение из правила в данном случае только подтверждает само правило.

Состязательность можно рассматривать, как уже отмечалось выше, и в виде определенного психологического состояния , скажем, мотива деятельности. Мотив деятельности как предмет, побуждающий к ней и определяющий выбор ее направленности, включает в себя три функциональных элемента: элемент достижения инвариантной цели, элемент самоутверждения и состязательный элемент. Так, если человек стремится к наивысшим спортивным достижениям, то делает он это, чтобы установить рекорд (1-й элемент), реализовать в полной мере свои способности (2-й элемент), опередить других (3-й элемент). В мотиве деятельности людей могут быть представлены и не все его элементы, и их роль в мотивации может оказаться различной. Лучший вариант – когда все они присутствуют и дополняют друг друга. Возможен и такой вариант, когда содержание мотива сводится целиком к состязательному элементу. В этом случае человек совершает какие-то действия исключительно ради того, чтобы опередить других, не отстать от других и т.п., хотя предмет состязательного отношения сам по себе для него совершенно безразличен .

Соревновательность является важнейшей чертой ФСД. «Характерной чертой спортивной деятельности является то, что соревновательная борьба в ней представлена в наиболее чистом виде» . Если обратиться к определениям понятия «спорт», то практически в любом из них обнаружится соответствующее указание: «Соревнование – один из основных и неотъемлемых признаков спортивной деятельности или «Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний» и т.д. и т.п.

В таком случае, действительно, спорт можно трактовать как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система состязаний. Система, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как специальная сфера выявления и унифицированного сравнивания человеческих возможностей .

Спортивные соревнования, отмечает В.И. Столяров , отличаются от соревновательных ситуаций реальной жизни (таких, как военные сражения, уличные драки, конкурентная борьба между корпорациями) тем, что они искусственно созданы, условны, более гуманные и позволяют:

– обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью;

– поставить соперников в равные условия;

– создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей;

– реализовать другие гуманистически ценности, связанные с культурой общения, нравственными и эстетическими ценностями и т.д.

Спортивное соревнование – это такое соревнование, которое проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в ситуациях искусственно созданных, предусматривающих соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, оценивающих те или иные способности соперников . Спортивное соревнование – это поле реализации едва ли не всего спектра социальных взаимодействий, носителями которых выступают борющиеся стороны, а спортивный статус есть, в силу этого, и статус страны, нации, социальной системы, идеологии. Если на Олимпиадах античности побеждала не личность, а персонифицированная воля богов, то в XX столетии победа на Олимпийских играх интерпретируется как триумф политической системы, нации, идеологии, а не отдельной личности спортсмена. Приняв в спортивном состязании надличностный статус, спортсмен тем самым деперсонифицируется, обезличивается изначально. Это следует рассматривать как общую для всех этапов цивилизации деформацию спортивного диалога, что является сегодня одной из актуальных проблем спорта .

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) имеет открытый характер. Французский социолог П. Бурдье писал: «…пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности».

Сущностные особенности ФСД выражаются также в ее игровом характере. В Социологической энциклопедии дается следующая дефиниция игры: «Игра – разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей» . В широкий научный обиход понятие игры вошло в значительной степени благодаря классической работе Й. Хёйзинги «Homo Ludens» . Игру, по мнению Й. Хёйзинги, следует рассматривать как явление культуры, не как или не в первую очередь как биологическую функцию, и анализировать средствами культурологического мышления.

Игра, отмечал Ю.М. Лотман, реализуется на основе введения определенных правил, уточняющих, что можно делать, а чего нельзя («подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию»). Игра выступает как особого типа модель действительности. Она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил . Большинство людей не расстается с игрой всю жизнь. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным мифом посредством развития собственного духа и тела .

Сущность игрового начала в спортивной деятельности подчеркивает В.И. Устиненко: «Основным стержнем в спорте – состязании всех видов – является, как и в искусстве, игра… С потерей игры он превратился бы просто в конфликт, разрешаемый с позиции силы» . С таким пониманием спортивного соревнования, (а значит, и спорта в целом) связано, по мнению В.И. Столярова, очень важное положение: «спортивное соревнование (и спорт в целом) возникает, формируется и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни». Мир игры – это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществлять демократию равных . Уникальность спорта состоит в том, что он, подчеркивает В.С. Родиченко, – это школа общественной жизни. А потому правила спорта – это тоже модель, а именно модель законов государства, обязательных к исполнению его гражданами .

Соответственно, спортивную игру следует рассматривать как вид состязаний, ограниченный правилами, определяющими его цели, условия, средства. Ведь невозможно знать заранее, кто победит в забеге на сто метров, но можно знать наверняка, что все участники будут стартовать одновременно, каждый побежит по своей дорожке, большинство пересечет линию финиша, а время будет измеряться одинаковым секундомером.

Продолжая анализ социокультурных особенностей деятельности сущностных особенностей физкультурно-спортивной деятельности, выделим и рассмотрим еще один ее признак – зрелищность . Притягательная сила спортивного зрелища, на наш взгляд, заключается в том, что зритель не просто с азартом наблюдает за спортивной борьбой, но сопереживает происходящему, отождествляя свои жизненные устремления, дерзания с происходящим на арене.

Привлекательность спорта как чрезвычайно популярного зрелища определяется также тем, что он несет в себе, казалось бы, идею равных возможностей для соревнующихся сторон. Привлекательность этого института определяется во многом и тем, что это наиболее «удобная» модель для прослеживания от начала до конца развертывания некоего вполне конкретного, реального конфликта, аналогичного повседневно возникающим и разрешаемым в иных сферах деятельности. Привлекательность его еще более усиливается вследствие того, что спортивная карьера – это по сути дела возможная жизненная карьера любого из нас, но предельно «сжатая» во временном аспекте . Это делает для наблюдателя доступным сопережить такие важные для него лично моменты как взлет, падение, новый подъем и т.д. В других же сферах деятельности вследствие значительных временных координат самой карьеры и безвестности первых ее этапов многое оказывается в лучшем случае поддающимся лишь вероятностному и весьма неоднозначному истолкованию, ограничивающему возможности сопереживания. Тем более в том случае, если хотя бы некоторые из этапов карьеры остались вне сферы нашего непосредственного восприятия и сопереживания.

Еще одна сторона дела: привлекательность спорта как зрелища обеспечивается также тем, что правила спортивного соревнования более доступны для понимания вследствие простоты и более четкой очерченности, чем правила любой другой профессиональной деятельности, что обеспечивает явность, конкретность и однозначность реалий спортивного соперничества. Таковые относительно доступны для оценки в аспекте влияния на результат в целом, что в свою очередь определяет легкость восприятия и глубину сопереживания и создает дополнительные возможности для зрительного взаимодействия, поддерживающего интерес к зрелищу. В том числе и в условиях докоммуникативной стадии.

Относительной легкости восприятия спортивного состязания и его трактовки способствует то, что современная спортивная деятельность осуществляется главным образом в сфере двигательной активности: такого рода состязания более наглядны, зрелищны, доступны для понимания без специальной предварительной подготовки. Поэтому акт спортивного зрелища, имеющий основу в феномене двигательной деятельности и разворачивающейся по заранее известным правилам, обладает ярко выраженными потенциальными возможностями для того, чтобы зритель мог «вживаться в спортсмена», ставить себя на его место, сопереживая ему. Вследствие этого при прочих условиях зрелищный спорт вызывает более глубокое сопереживание , чем интеллектуальное соперничество. Простота восприятия и трактовки правил важна и потому, что вследствие этих моментов спортивное зрелище мало теряет при его ретрансляции, которая незначительно сказывается на таких психологических аспектах как эффект присутствия, сила и устойчивость сопереживания .

Легкость восприятия спортивного поединка при ближайшем рассмотрении оказывается во многом обусловленной не только тем, что перед нами двигательная деятельность, но и тем, что спорт – это концентрированное выражение наиболее знакомой зрителю жизненной ситуации. Более того, спортивное соревнование открывает перспективы мысленной и эмоциональной доработки, данного ему в зрелищном акте: спортивные игры как совершеннейший вид искусства, отмечал С. Эйзенштейн, всецело втягивает в роль творца, в участника. Иными словами, спортивное зрелище всегда предполагает творческое соучастие и даже определенное его соавторство в фактическом содержании состязания . Разумеется, такая доработка всегда является феноменом зрелищного акта, но для спортивного зрелища в большинстве случаев характерна значительно большая подготовленность к его восприятию, чем, например, в театральной сфере. Этот факт четко зафиксирован Б. Брехтом: «…ни театр, ни публика не имеют представления о том, что же здесь должно происходить. Во дворцах спорта люди, покупая билет, точно знают, что им будет показано; когда они занимают места, там происходит то, чего они и ждали» .

Таким образом, социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности проявляются в ее направленности на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей человека, соревновательности, открытости, игровом характере и зрелищности. Притягательная сила спортивного зрелища обусловлена равенством возможностей для соревнующихся сторон, предельной «сжатостью» во временном аспекте, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием.

Литература

1. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969.

2. Зиборова Е.И. К характеристике структуры состязательных отношений // Теоретическая и прикладная социальная технология: сб. науч. статей. – Белгород: изд. центр «Логия», 2003. Вып. 4.

3. Визитей Н.Н. Социальная природа современного спорта. – Кишинев: Штиинца, 1979.

4. Матвеев Л.П. Обобщающая теория физической культуры на текущем этапе своего становления // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 9.

5. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта – к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5.

6. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – М., 2004.

7. Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр плэй в современном спорте: учеб. пособие. – Смоленск, 2006.

8. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

9. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «искусство в ряду моделирующих систем» // Ученые записки Тартус. гос. ун-та. – Тарту, 1967. Вып. 19.

10. Lipiec J. The Fair Play philosophy // Fair play – Sport – Education. European Congress of Fair Play. 1996. – Warszawa, 1997.

11. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Пути и средства эстетического воспитания. – М., 1989.

12. Спорт, духовные ценности, культура – М., 1998. Вып. 2.

13. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). – М., 2004.

14. Козлова В.С. Спорт как социально-зрелищная сфера. – Мн., 2005.

15. Починкин А.В. Профессиональный коммерческий спорт в России: история и современность // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 5.

16. Брехт Б. Театр. – Т. V. – Ч. 2. – М., 1965.

Отношение студентов к физической культуре и спорту является, одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в высшей школе. Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физической культуры в здоровый образ жизни молодежи. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стали для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности .

Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу этой деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность в организаторской, пропагандистской, инструкторско-педагогической, судейской и других видах деятельности.

Представления о систематическом характере занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время дает табл. 3.

Таблица 3 - Систематичность занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время, %

Систематичность занятий

Все студенты

регулярно

нерегулярно занимающиеся

регулярно

нерегулярно занимающиеся

  • 3 и более раз в неделю
  • 2-3 раза в неделю
  • 1 раз в месяц
  • 2-3 раза в месяц

От случая к случаю

Вообще не занимаются

Таблица фиксирует наличие незначительного (33,8%) контингента студентов (из опрошенных 5 тысяч), приобщенного к систематическим занятиям. Более чем у 50% студентов полностью отсутствует проявление активности в физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивную деятельность можно определить как разностороннюю деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленную на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Это познавательная, организаторская, пропагандистская, инструкторско-педагогическая, судейская деятельность и собственно занятия физической культурой и спортом.

Потребность выступает как состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование ее поведения, определяется направленность мышления, чувств, воли. Воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности.

Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей студентов - биосоциальных: сохранение здоровья, отдых, релаксация, потребность в движении и др.; социально-психологических: общение, самоактуализация, самоутверждение, престижность, общественная значимость и активность, сопереживание и др.

В ходе развития и воспитания личности потребности непрерывно изменяются и становятся источником изменений в образе жизни.

Осознание личностью потребности превращает ее в интерес, который носит избирательный характер.

Появление интереса вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы могут быть ситуационными (частными), определяющими отдельные поступки человека, и широкими, жизненно важными на протяжении длительного времени. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

Цели в физкультурно-спортивной деятельности можно подразделить на перспективные и ближайшие (промежуточные) .

Реализация мотивов в деятельности протекает по следующей схеме: программа действия (представление о том, что нужно делать, чтобы реализовать мотив); оперативная готовность к действиям (наличие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности); наличие обратной связи (информация об эффективности действия).

Одним из компонентов мотивации является стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поступка. Хотя действие стимула нередко носит кратковременный характер, благодаря ему постоянные побуждения в своем развитии приобретают тенденцию к стабилизации. К действенным стимулам в области физической культуры и спорта могут быть отнесены: агитация и пропаганда, совершенствование материальной базы, удобное расписание занятий, расширение возможностей для предпочтительного выбора вида спорта, увеличение свободного времени, педагогическое мастерство преподавателей, реальное укрепление здоровья и т. д.

В условиях перестройки деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своего физического развития и подготовленности, реального участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности. При направленном процессе формирования у студентов потребностей в занятиях физической культурой и спортом преподавателям, тренерам и физкультурным организаторам необходима система знаний о диалектическом развитии потребностей и педагогических воздействиях, позволяющих осуществлять управление ими в необходимом направлении. В организации воспитания нельзя игнорировать сложившиеея у студентов личные мотивы, интересы, потребности, нужно находить разумные формы их перестройки.

В противном случае у студентов может возникнуть негативизм, безразличие.

Управление развитием потребностей должно осуществляться в неизменно гибкой, тактичной, соответствующей заданной цели форме. Иначе говоря, потребности нe могут быть искусственно навязаны индивиду. Они должны соответствовать системе его ценностных ориентаций.

Изменения в физкультурно-спортивной активности студентов могут происходить под воздействием различных факторов, которые дают возможность повысить эффективность решения педагогических задач как по, формированию личности, так и по приобщению молодежи к активным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.

Среди факторов, оказывающих влияние на организацию физкультурно-спортивной деятельности, необходимо отметить роль общественных организаций вуза (табл. 4) .

Таблица 4 - Оценка роли общественных организаций вуза в формировании отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Полученные данные свидетельствуют о различиях в оценке роли указанных организаций со стороны студентов и экспертов.

Так, большинство экспертов имеют более тесную связь с профкомом, понимают его реальное влияние и поэтому дают более высокую, чем студенты, оценку его деятельности. Требует дальнейшего совершенствования и деятельность студсоветов общежитий по внедрению физической культуры в образ жизни студентов. Являясь центром воспитательной работы, студенческое общежитие еще не стало местом проявления общественной активности в физкультурно-спортивной деятельности. Лишь менее трети студентов оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры и` спорта.

Анализ факторов, определяющих процесс формирования потребностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмотрения субъективных побуждений личности. В физкультурно-спортивной деятельности, где активность студентов проявляется в многообразных формах, влияние таких факторов, как удовлетворение, духовное обогащение, соответствие действий социальным установкам общества, отражение в деятельности каждого интересов коллектива, имеет огромное воспитательное значение (табл. 5).

Таблица 5 - Влияние субъективных факторов на формирование интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критически, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данных табл. 5 является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств.

Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения. Становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ – физических упражнений – нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.