На рост благоприятно влияет спортивные игры. Влияние спортивных игр на здоровье

На рост благоприятно влияет спортивные игры. Влияние спортивных игр на здоровье

15.04.2021

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой , которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы он мог противостоять пагубному воздействуют агрессивных микроорганизмов, неблагоприятной экологической обстановке и прочим негативным факторам окружающей среды. Достигается это не только за счет выполнения различных тренингов и упражнений в тренажерном зале и в домашних условиях, но и сбалансированным правильным питанием. Это сочетание позволяет противостоять развитию многих заболеваний, укрепить иммунную систему, повысить ее сопротивляемость к различному отрицательному воздействию .

Технический прогресс затронул все сферы деятельности. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало существенное влияние на образ жизни. Трудиться и заниматься повседневными делами стало гораздо проще и легче. Это не могло не повлиять на физическую активность человека, которая резко снизилась.

Эта ситуация отрицательно сказывается на функциональных способностях, ослабляет скелетно-мышечный аппарат человека. Внутренние органы начинают работать несколько иначе, но, к сожалению, изменения происходят в худшую, а не в лучшую сторону. И поскольку движения сведены к минимуму, резко падающий уровень энергозатрат влечет за собой сбои в мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной системах. Все это отражается на организме и на здоровье, становится причиной развития многих болезней.

Спорт позволяет компенсировать недостаток движения, повысить энергетические затраты. Кроме того, в реалиях современности, именно занятия спортом и физкультурой становятся единственными доступными способами проявления активности, позволяющими восполнить естественную потребность каждого человека в определенном количестве нагрузок и движения.

Зависимость систем и органов от спорта

Активная физическая деятельность, которая характерна абсолютно для любого вида спорта, имеет положительное влияние на здоровье людей. Этому неоспоримому доводу посвящено бесчисленное количество исследований, научных работ, диссертаций, статей. Если излагать их суть кратко и, по существу, то положительное влияние спорта на здоровье сводится к следующим конкретным пунктам:

Укреплению опорно-двигательного аппарата

Кости становятся устойчивыми к нагрузкам, а мышцы, увеличиваясь в объеме, обретают большую силу. Во время пробежек, плавания, занятий в спортзале происходит улучшение транспортировки кислорода к мышцам, что приводит в действие находящиеся до этого в покое кровеносные капилляры и к последующему образованию новых сосудов. Поступление большого количества кислорода изменяет химических состав мышечной ткани - увеличивается концентрация энергетических веществ, а обменные процессы, включая синтез протеина, начинают протекать быстрее, образовываются новые клетки мускул. Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков.

Укреплению и развитию нервной системы

Этому способствует увеличение быстроты и ловкости, улучшение координации. Происходит беспрестанное формирование новых условных рефлексов, закрепляющихся и складывающихся в определенную последовательность. Организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее, а усилий прилагается меньше. Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.

Улучшению функции сосудов и сердца

Кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее. Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения. Сосуды и сердце начинают перекачивать больше насыщенной кислородом крови, объем которой за минуту повышается до 10-20 литров, вместо 5 литров. Сердечно-кровеносная система у ведущих активный образ жизни людей быстрее адаптируется к нагрузкам и восстанавливается после каждой тренировки.

Улучшению работы органов дыхательной системы

Достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде. Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. На фоне отсутствия нагрузок объем кислорода, проходящий через органы дыхания за 60 секунд, составляет 8 литров, а во время плавания, бега, занятий в спортзале возрастает до 100 литров, то есть увеличивается жизненная емкость легких.

Повышению защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови

Число эритроцитов, содержащихся в кубическом миллиметре, у тренирующихся на постоянной основе людей повышается с 5 до 6 миллионов. Возрастает уровень белых кровяных телец - лимфоцитов, нейтрализующих вредоносные факторы. Общее укрепление иммунной системы - прямое доказательство положительного воздействия физкультуры. Люди, постоянно занимающиеся каким-либо видом спорта или посещающие тренажерный зал, гораздо реже болеют, быстрее выздоравливают.

Улучшению метаболизма

В натренированном организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ.

Изменению отношения к жизни

Ведущие активный образ жизни люди в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более жизнерадостны.

Как спорт влияет на молодой организм?

Согласно статистическим данным, семьдесят процентов из общего числа часто подверженных различным болезням детей и подростков пропускает или вовсе не посещает физкультуру, не занимается никаким спортом. Проводимое за телевизором или компьютером время, умственные нагрузки во время уроков или выполнения домашнего задания не могут компенсировать отсутствия физической разрядки.

Малоактивный образ жизни «старит» растущий организм, делает его уязвимым. И если раньше патологии костной ткани, сосудистые и сердечные болезни диагностировались у представителей старшего поколения, сегодня эти недуги поражают и детей, и подростков. Чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, укрепить организм и иммунитет, нельзя пренебрегать спортом и физкультурой.

Проблема популяризации физкультуры и спорта

Благотворное влияние физической активности на организм человека подтверждено исследованиями, практическими наблюдениями, нашло отражение в многочисленных пословицах у разных народов мира.

И педагоги, и медики прилагают много усилий к тому, чтобы в обществе сложилось положительное отношение к спорту. В учебных заведениях выдают бесплатные абонементы на посещение тренажерных залов, бассейнов. Эти старания, конечно, приносят свои плоды, но количество игнорирующих спорт и физкультуру достаточно велико.

Занятия спортом, конечно, важны и необходимы каждому. Главное, соблюдать умеренность и не допускаться перегрузок. Не следует забывать и о травмах, которые можно получить, если пренебрегать мерами безопасности.

Коваленко Маргарита Тимофеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Родничок им. В.П. Сергеева
Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район, с.Родничок
Наименование материала: РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по физической культуре в 7 классе
Тема: Влияние спортивных игр на здоровье человека. Баскетбол
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: среднее образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. РОДНИЧОК ИМЕНИ ВСЕВОЛОДА ПАВЛОВИЧА СЕРГЕЕВА БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по физической культуре в 7 классе
«Влияние спортивных игр

на здоровье человека.

Баскетбол»

Подготовила учитель

физической культуры

МОУ СОШ с. Родничок»

Коваленко Маргарита Тимофеевна

2016 год
1

Аннотация урока физической культуры «Влияние

спортивных,

подвижных игр на здоровье человека. Баскетбол» для учащихся 7 класса
Урок подготовлен для раздела программы «Баскетбол» и «Основы знаний» (теоретическая часть) с применением компьютерной технологии (презентации). Тема презентации «Влияние спортивных, подвижных игр на здоровье человека учащихся через здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» на примере баскетбол. Просмотр слайдов презентации предусмотрен в вводной части урока в спортивном зале. Данные слайды составлены с целью ознакомления учащихся с понятием «Здоровый образ жизни», они должны: - способствовать воспитанию привычек и потребности в здоровом образе жизни; - прививать навыки управления своим здоровьем; - сформировать у учащихся активную позицию в сохранении и укреплении своего здоровья; - воспитать социально значимую личность; - помочь детям найти гармонию души и тела. Просмотр слайдов позволит учащимися узнать как спортивные и подвижные игры влияют на здоровье человека. Во вводной части урока учащимся предлагаются выполнить общефизические упражнения. По ходу выполнения учащимися поясняется влияние каждого упражнения на организм и технику выполнения. (работа по станциям) В основную часть урока включены следующие задачи: 1. Формирование здорового образа жизни. 2. Совершенствование комплекса ОРУ с баскетбольными мячами. 3. Закрепление ведения мяча на месте и в движении. 4. Совершенствовать технические приемы игры: - передача мяча двумя руками от груди; - броски в кольцо. 5. Развивать скоростные способности. В заключительной части урока предлагаются задания на релаксацию с целью расслабления и восстановления, поднятия у них настроения. В ходе реализации урока мной преследовались следующие цели и задачи: - содействие формированию личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья; - выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья; - воспитание желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью формирования здорового образа жизни. Материалы для создания презентации были взяты из методической литературы: 1. В.И. Лях Физическая культура учебник для учащихся 7 класса. Москва, «Просвещение» 2005. 2. С.Е. Голомидова Нестандартные уроки физкультуры 7 класс «Учитель - АСТ» 2005 3. Ресурсы сети Интернет. 2
Конспект урока по физической культуре для 7 класса Тема урока: «Влияние спортивных, подвижных игр на здоровье человека. Баскетбол». Цель урока: Приобщить учащихся к занятию баскетболом в целях формирования потребности в здоровом образе жизни и воспитания гармонично развитого, крепкого физически, морально выносливого, обладающего спортивными навыками гражданина современного общества Задачи урока: 1. Формирование здорового образа жизни 2. Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча 3. Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств. 4.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.
Тип занятия:
Обучающий.
Метод

проведения:

фронтальный,

групповой,

индивидуальный,

игровой.

Место проведения:
Спортивный зал Инвентарь и оборудование:, ноутбук, баскетбольные мячи, кольца, тренажеры Место проведения: спортивный зал. Время проведения: 25.04.2014г.

Дози-

ровка

Организационно-

метод. указания

Подготовительная часть
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. Основы знаний по ЗОЖ 9 мин. 2 мин. До урока вместе с дежурными приготовить мячи, очки и др. инвентарь. Обратить внимание на форму уч-ся. Напомнить о ИТБ на уроке. ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар, который дан человеку самой природой. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нужны люди здоровые. От правильной организации двигательного режима во многом зависит ваше здоровье и ваша работоспособность. Среди командных спортивных игр 3
баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Регулярные занятия баскетболом способствуют формированию здоровой личности. 1
Упражнения в движении.
Разновидность ходьбы:  на носках, пальцы рук в замок, руки верх;  на пятках, руки за голову;  на внутренней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять вращательные движения;  на внешней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять волнообразные движения перед грудью. 2 мин. В колонне по одному, дистанция 2 м. Обратить внимание на осанку. Руки за голову, локти отводить в сторону. 2 Равномерный бег 1 мин. Темп спокойный. Ступню на пол ст авить с пятки. Бег и в с е п о с л е д у ю щ и е у п р а ж н е н и я выполнять с б/б мячами. 3 Перемещение приставными шагами правым и левым боком по периметру баскетбольной площадки. 30 сек. По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. Таз опустить, ступни не перекрещивать. Шаги быстрые, короткие. 5 Мяч держать над головой прямыми руками. Выполнять рывки руками назад на каждый шаг. 30 сек. Голову держать прямо. 6 Мяч в руках перед грудью. Поворот туловища и отведение мяча в сторону выставленной вперёд ноги. 30 сек. Передвигаться выпадами вперёд. 7 Ходьба с вращением мяча вокруг туловища на уровне пояса, перекладывая мяч из рук в руку. 30 сек. Мяч вращать вокруг туловища поочерёдно в правую и левую сторону по 4 раза. 4
8 Ходьба с перекладыванием мяча из руки в руку под впереди стоящей ногой на каждый шаг. 30 сек. Туловище держать в наклонном положении, голову п од н я т ь, смотреть вперёд. 9 Держать «полный» мяч согнутыми руками перед грудью. Передвигаясь выпадами, посылать мяч в пол и после отскока ловить его на уровне колен прямыми в локтях руками. 30 сек. Стараться ловить «полный» мяч. Следить за согласованно стью движений рук и ног. 10 Мяч в руках перед грудью. Перемещаясь подскоками, поднимать мяч над головой. 30 сек. При выпрыгивании с мячом смотреть вверх на мяч. Дополнительные упражнения по станциям 3-4 мин С л е д и т ь з а п р а в и л ь н о с т ь ю выполнения упражнения 11. Передвигаясь медленным бегом, выполнять остановку в два шага. 30 сек. Остановку в два шага выполнять по сигналу свистка.
II

Основная часть
Закрепить технику ведения мяча с изменением направления и скорости движения. 26 мин. Заострить внимание на правильное расположение кисти на мяче. Акцентировать внимание уч-ся на ведении мяча без зрительного контроля. 1
Упражнения для повторения
Ведение мяча шагом и бегом по кругу, по б о ко в ы м л и н и я м в о л е й б о л ь н о й площадки вести мяч прямо, а по лицевым линиям вести мяч боком в низкой стойке баскетболиста. 2 мин. Перед выполнением упражнения познакомить уч-ся с правилом «передвижения» и напомнить правило «ведения мяча». Пол зала м я ч в е с т и п р а в о й р у ко й и оставшиеся пол зала – левой. При ведение мяча в низкой стойке, высоту отскока мяча снижать за счёт сгибания ног. Ведение мяча можно осуществлять по диагонали б а с ке т б о л ь н о й п л о щ а д к и и «змейкой». 2 Выполнить предыдущее упражнение с акцентированием внимания уч-ся на ведении без зрительного контроля мяча. 3 мин. Дежурный на уроке раздаёт уч-ся специальные очки. Необходимо напомнить уч-ся о ПТБ при ведении без зрительного контроля мяча. 3 Передачи в движении в тройках
3
Быстрое перемещение и точность передач без потери мяча. 5
4 1. Передачи в движении по «8» в тройках.
5
Правильное перемещение по площадке во взаимодействии с партнерами. 3 Игра «Удержи мяч» 4 мин. Уч-ся на одной из сторон площадки ведут мяч, стараясь свободной рукой выбить мяч у другого игрока. Игрок выбывает из игры, если он допускает следующие ошибки:  его мяч выбит;  к а с а е т с я м я ч а и л и придерживает 2-мя руками;  з а с т у п и л з а ограничительную линию. Победителями оказываются игроки, у которых мяч не выбили. Игроки, выбывшие из игры, выполняют упр. по указанию учителя.
Обучение

основам

техники

броска

одной рукой сверху в движении после

ведения.
Объяснение и показ упражнения. Напоминаю, что данный бросок чаще других используется для атаки корзины в движении с близкого расстояния. В основе его лежит двухшажная техника. Мяч ловится под широкий шаг правой ноги (для правшей). Последующий шаг левой укороченный, стопорящий, заканчивается отталкиванием почти вертикально вверх. Мяч выносится на кисть правой руки и в высшей точке прыжка мягким движением кисти направляется в щит. Игрок приземляется на обе ноги. 3 мин. Построение в 2 шеренги лицом к баскетбольному щиту, где будет осуществляться показ упражнения. При показе использовать плакаты и видеосюжет. 6
1 1. Групповое упражнение: передачи на скорость с перемещением. С т а н о в и м с я в д в е ко л о н н ы н а расстоянии 5-6м друг от друга. Напротив каждой колонны находится по одному игроку, им передается мяч от впереди стоящего игрока, а затем получив мяч обратно, они становятся в конце своей колонны. Игроки, которые расположены напротив колонн, выполняют ответную передачу и перемещаются приставными шагами к другой колонне 3 мин. . Упражнение выполняется н а точность передач и выносливость перемещающихся игроков 3 И.П. – с мячом в 3-4 м. от корзины справа. Бросок мяча после короткого ведения. 4 мин. Построение в колонну по 7. Указать каждой колонне расположиться справа от щита под углом 30-45 градусов. Акцентировать внимание уч-ся на то, что во время прыжка игрок выносит мяч вверх и перекладывает его на кисть правой руки. Основное внимание уделить броскам с отражением от щита. 4 Учебная игра (по упрощенным правилам игры). 4 мин. Игра должна вестись в пределах площадки. Нельзя применять грубые приемы, а также бегать с мячом в руках
III
1
Заключительная часть

И г р о в ы е

у п р а ж н е н и я

координацию:
 одновременно круговое поглаживание правой рукой живота, а левой рукой головы;  поглаживание головы правой рукой и левой рукой постукивание по бедру. 5 мин. 30 сек. 2
1.

Повторение правил и жестов

судейства игры баскетбол:
 неправильное ведение;  умышленная игра ногой;  задержка мяча;  нарушение при перемещении;  перерыв в игре;  два очка;  персональный фол;  задержка;  толчок или столкновение без 30 сек. Туловище держать прямо, чёткое движение руками. 7
мяча;  неправильная игра руками;  широко расставленные локти 3 Подведение итогов. 4 мин. Построение в одну шеренгу. Отметить наиболее активных уч-ся на уроке. Обратить внимание на общие ошибки. Демонстрация броска в движении после ловли мяча (связь с последующей темой урока). Д/З. Имитировать бросок в движении; комплекс силовых упражнений. 4
Организованный уход.
1м В колонне по одному. Дежурный убирает мячи
Приложение к уроку
8
По горизонтали: 1.«Ловушка» для мяча в баскетболе. (кольцо) 2.Олимпийский вид спорта. (баскетбол) 3.Передача мяча в баскетболе. (пас) 4.Знаменитый баскетбольный тренер из России. (Гомельский) 5.Баскетбольное кольцо. (Корзина) 6.Родина баскетбола. (США) 7.Российский баскетболист, играющий в НБА. (Кириленко) 9
17. Плотная, активная защита, вынуждающая нападающих к поспешным действиям и ошибкам. (Прессинг) 18. Амплуа самого высокого игрока в баскетбольной команде. (Центровой) 20. Три шага с мячом. (Пробежка) 21. Ложные и отвлекающие действия, движения с целью ввести соперника в заблуждение. (Финты) 23. Система атаки. (Нападение) 24. Действие. (Передача) По вертикали: 8.К чему крепится баскетбольное кольцо. (щит) 9.Одна из лучших баскетбольных команд России. (ЦСКА) 10.Нарушение правил в баскетболе. (фол) 11.Советский баскетболист, включенный в баскетбольный зал славы НБА. (Белов) 12.Один из лучших атакующих защитников в истории НБА.(Джордан) 13.Чемпион Европы по баскетболу в 2009 году среди мужских команд.(Испания) 14. Продвижение нападающих к кольцу соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. (Атака) 15.Один из важнейших критериев отбора для занятий баскетболом. (рост) 16. Действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперников.(Бросок) 19. Продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол.(ведение) 22. . Организование противодействия атаке соперников, стремление не допустить бросок мяча в своё кольцо.(Защита) 10

Жесты судейства игры баскетбол
Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.
Административные жесты
баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями. 11

Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. К средствам физического воспитания не относится беседа. Оздоровительные силы природы не используются в процессе физического воспитания как главное условие, усиливающее воздействие физических упражнений.

К методам физического воспитания не относится принудительный метод.

Метод регламентированного упражнения не предусматривает сильную эмоциональную окраску учебно-тренировачного процесса. Недостатком метода регламентированного упражнения является монотонность.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений. Недостатком игрового метода является сложность решения задач акцентированного развития отдельных физических и психических качеств.

Основной чертой соревновательного метода является сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство. Отрицательной стороной соревновательного метода является предельные энергетические и психические затраты.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения Задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

По средствам сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения.


В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

Дидактической беседы, обсуждения;

Инструктирования (объяснения задания, правил их выполнения);

Сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

Указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

Оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

Словесного отчета и взаиморазъяснения;

Самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи.

Двигательное умение - это степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составное операции, действие происходит под постоянным контролем сознания.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Первый этап обучения двигательному действию – это ознакомление, пер­вичное заучивание. Целью первого этапа обучения двигательному действию является обучение основам техники двигательного действия.

Второй этап обучения двигательному действию – это формирование двигательного умения. Целью второго этапа обучения двигательному действию является углубленное детализированное разучивание техники двигательного действия.

Третий этап обучения двигательному действию – это формирование двигательного навыка. Целью третьего этапа обучения двигательному действию является формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Физические качества человека - это функциональные свойства организма, которые опреде­ляют двигательные возможности человека. Смышленость не является физиче­ским качеством.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Абсолютная сила – это суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении.

Относительная сила - это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Величину отягощения нельзя дозировать в относи­тельных единицах к максимальному весу.

Метод максимальных усилий предполагает применение предельных или около предельных отягощений, выполняется 1–2 повторения в 5–6 подходах, отдых между которыми составляет 4–8 мин.

Метод максимальных усилий используется для максимального наращивания результатов.

Метод повторных усилий предполагает упражнения с отягощением, составляющим 30–70% предельного, выполняется 4–12 повторений в 3–6 подходах, отдых между которыми составляет 2–4 мин.

Метод повторных усилий используется для наращивания мышечной массы.

Метод динамических усилий предполагает применение малых и средних отягощений, выполняется 15–25 повторения в 3–6 подходах, отдых между которыми составляет 4–8 мин.

Метод динамических усилий используется для развития скоростно-силовых качеств

Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений и двигательной реакции. При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен метод повторного, более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. При воспитании быстроты сложной реакции используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, его внезапным появлением в разных местах.


Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление.

Ловкость – это способность быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи. Методика воспитания ловкости основывается на систематическом разучивании новых движений, и на упражнениях требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Статическая гибкость - это гибкость, позволяющая сохранять позу и положение тела. На гибкость не влияет усталость. По мнению проф. : «Любое качество может быть воспитано лишь через деятельность».

Глава 9

Общая и специальная физическая подготовка

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств. Куперу при контроле за ОФП нужно преодолеть за 12 минут (мужчинам до 30 лет) 2.0–2.4 км, а женщинам до 30 лет 1.85–2.15 км. При обязательном тесте по определению общей физической подготовке на общую выносливость 3000 метров нужно пробежать за минимальное время (мужчины) 14 минут 30 секунд, женщины на 2000м нужно пробежать за минимальное время (женщины) 12 минут 15 секунд.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретного вида спорта. В специальную физическую подготовку входит спортивная подготовка.

В структуру подготовленности спортсмена входит психический элемент.

Техническая подготовленность спортсмена не связана с теоретическими знаниями.

Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма.

Тактическая подготовленность – это владение средствами спортивной тактики.

Психическая подготовленность по своей структуре бывает волевая и специальная. Волевая подготовленность связана с такими качествами как целеустремленность.

Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки это частота сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны ин­тенсивности нагрузок.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 удар/мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки несколько активизируется работа мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, однако кислородного долга не возникает.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений, связанный с большим потреблением кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме), происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван «порогом готовности».

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 дар/мин) активно подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин – это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130–140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может отодвинуться к границе 160–165 удар/мин.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Это бег на 100–200 м, а у высококвалифицированных спортсменов и несколько большие дистанции. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. В этом случае кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода из атмосферного воздуха незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт бескислородного (анаэробного) распада веществ. Таким образом, тренировочные и соревновательные нагрузки различных зон интенсивности по-разному совершенствуют физиологические системы организма и потому неодинаково реализуются в спортивных показателях на разных дистанциях.

Мышечная релаксация – это уменьшение напряжения мышечных волокон. Напряженность мышц в условии покоя называется тоническая. Антагонистами называются мышцы находящиеся в противоположном напряжении. Разминка готовит организм к развитию предельно возможного усилия. Температура мышц в покое равнаС.

Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Главной задачей врачебного контроля не является обеспечение правильности и высокой эффективности спортивных мероприятий.

Правильная организация занятий, но пренебрежение методическими принципами не дадут желаемых результатов.

Врачебный контроль в ВУЗе не проводится в форме регулярных медицинских обследований. В зависимости от состояния здоровья студентов делят на три группы, в которых здоровые студенты относятся к основной группе. Для подготовительной группы проводят обычные занятия и дополнительные для повышения уровня физподготовки. Студенты в специальной группе занимаются по особой программе, разработанной преподавателем с учетом их заболеваний. Все студенты специальной группы в конце семестра и пишут тематические рефераты, связанные с их заболеваниями. Студенты проходят врачебный ос­мотр раз в два года.

Метод опроса и анкетирования, инструментальный при помощи различной аппаратуры и инструментов (длина тела ростомер; масса тела – весы медицинские; сила кисти, сила мышц разгибателей спины – ручной (кистевой) и становой динамометры; при необходимости исследование биотоков сердца электрокардиограф и т. д.), визуальные наблюдения не относятся к основным методам исследования врачебного контроля.

Оценка физического развития определяется по состоянию основных тканей организма, по формам и размерам тела и его отдельных частей, по функциям организма. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и др.

С помощью наружного осмотра оценивается состояние кожи, скелета, мускулатуры и общая осанка. Для характеристики телосложения определяется форма спины, грудной клетки, живота, ног.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3–4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Форма грудной клетки бывает коническая цилиндрическая и уплощенная. Форма живота зависит от развития мышц брюшной стенки и от толщины слоя подкожной жировой клетчатки. Различают нормальную, отвислую и втянутую формы живота. Форма ног наблюдается нормальная, Х-образная и 0-образная. О - и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний в детстве (рахит и др.), недостаточного развития мышц. В отдельных случаях возможно некоторое визуальное исправление Х - и О-образных ног за счет специальных упражнений, наращивающих отдельные группы мышц на нижних конечностях.

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра. Масса тела является объективным показателем состояния здоровья.

У спортсменов экскурсия грудной клетки равна 10–12 см

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Нормостенический тип характеризуется пропорционально развитыми формами тела, конической или цилиндрической формой грудной клетки, умеренным развитием костной системы, мышечной и жировой ткани.

Гиперстенический тип характеризуется короткими конечностями, массивной костной системой, толстой и короткой шеей, широкой, короткой грудной клеткой, развитой мускулатурой.

Здоровые взрослые нетренированные люди задерживают дыхание на вдохе на 50–60 с (мужчины), 40–50 с (женщины). Средние показатели величины

жизненной емкости легких составляют мужчины 3500–4200 см, женщины 2500–3000 см3

Для проведения самоконтроля сердечнососудистой системы студенты мо­гут постоянно наблюдаться у врача. Резкое учащение или замедление пульса не может быть следствием стресса. При ортостатической пробе разница частоты сердечных сокращений у здорового человека не должна превышать 20 удар/мин. При одномоментной функциональной пробе увеличение пульса допускается до 65%.

Для измерения силы мышц кисти используется динамометр. В особых случаях для определения осанки и пропорции тела производится фотографирование обследуемых в разных положениях (лицом, спиной, боком) на фоне специальной сетки (метод биофотометрии),

Оперативный педагогический контроль – это оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Поэтапный педагогический контроль – это оценка состояния спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

Текущий педагогический контроль – это определение повседневных изменений в подготовке занимающихся.

Срочный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект – это изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

Задачей самоконтроля не является приобретение навыков в оценке здоровья. К субъективным показателям самоконтроля относятся самочувствие, сон, аппетит, усталость, эмоции. К объективным показателям самоконтроля относятся ЧСС, артериальное давление, частота дыхания, ЖЁЛ.

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация обеспечивает необходимую цепочку действий: мотивация →интерес →знания → регулярные занятия → эффективность. Мотивация может быть использована для укрепления здоровья.

Спортивная тренировка требует самостоятельной подготовки. Возможно совмещение мотивирующих факторов двух и более. Кроме мотивации существуют и другие факторы недостаток знаний и «синдром понедельника».

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня. Утренняя гигиеническая гимнастика должна выполнятся один раз в день. Зарядку начинают с ходьбы. Ходьба это естественный вид движений. Характерной особенностью при ускоренной ходьбе является активное отталкивание голенью. Обычная дозированная ходьба выполняется в привычном темпе строго дозиро­ванная. При любом виде ходьбы очень важен подбор обуви.

Гимнастика является одним из факторов самодисциплины. Время проведения индивидуальных тренировочных занятий выбирается индивидуально. Средством самостоятельных занятий являются физические упражнения различной направленности. Содержание самостоятельной подготовки опирается на её направленность.

Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями связано с наличием времени. Одним из принципов физического воспитания является систематичность. Управление самостоятельными занятиями осуществляется в основном методом самоконтроля. Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре: разминка, основная часть, заключительная часть.

Исходное положение при выполнении упражнений влияет на степень физической нагрузки. Темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. Степень сложности упражнений зависит от количества мышечных групп. Мощность мышечной работы зависит от времени и скорости выполнения. Основой самостоятельных занятий является повышение двигательной активности.

При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. С ростом тренировок оздоровительный эффект постепенно снижается.

Бег это средство укрепления здоровья. Основным методов тренировки в беге является метод равномерный. Свой темп бега вырабатывается в течение

2-3 месяца. Нагрузка на суставы при ходьбе на лыжах меньше чем при беге. Ходьба и бег на лыжах это циклические упражнения.

Динамические нагрузки практически отсутствуют на позвоночник и суставы при плавании. Пребывание в воде увеличивает расход энергии на 50%.

Аэробика – это ритмические упражнения. Особенность аэробики заключается в музыкальном сопровождении. Занятия по аэробике обычно длятся от 10–15 до 45–60мин. Наклоны и приседания влияют на двигательный аппарат. В зависимости от подбора серии упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность с различной степенью усиления функции дыхания и кровообращения, с различным характером энергообеспаечения.

Прикладные знания можно получить в процессе физического воспитания. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту. Прикладное физическое качество – это выносливость.

Свойства личности могут формироваться на тренировочных занятиях. Направленным подбором упражнений можно воздействовать на человека. При формировании навыка надо занимающегося подводить к выполнению упражнений постепенно.

Способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды – это прикладные специальные качества. Форматировать специальные качества можно в процессе ППФП. ППФП должна опираться на общефизическую подготовленность студентов. Существует три варианта соотношений физической подготовки и ППФП в процессе физического воспитания студентов. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. В других случаях (подготовка летного состава гражданской авиации, специалистов полевиков и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

Общая физическая подготовка в процессе физического воспитания включает четыре фактора. Уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами. Уровень подготовленности ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку. Фактор, определяющий конкретное содержание ППФП – это режим труда и отдыха. Основные формы труда – это физический и умственный. Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры.

При разработке разделов ППФП необходимо знать структуру и текстуру производственного процесса. Динамика работоспособности это интегральный фактор. Сопутствующий фактор, определяющий содержание ППФП – это географо-климатические условия региона. Способности это устойчивые свойства личности. Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса. Средства ППФП можно объединить в группы. При акцентированном воспитании физических качеств увеличивается объём специальных упражнений.

Уровень квалификации спортсменов отражает его физическое развитие. Каждый вид спорта способствует совершенствованию физических и психиче­ских качеств.

Обязательные средства ППФП – это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность – это различные тренажеры. Быстрому освоению профессиональных действий способствует профессиональные тренажеры. Организация ППФП предполагает использовать специализированную подготовку. В ППФП цель теоретических занятий дать прикладные знания. Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей.

Одна из форм ППФП массовые спортивные мероприятия. Итоговая аттестация по ППФП производится в форме устного опроса. Занятия по ППФП опираются на разделы профессиограммы.

Метод исследования ППФП – социологический. В результате исследования ППФП являются прикладные специальные качества. Исследования по ППФП имеют ту же начальную базу, что и работы по эргономике. В разработке содержания ППФП могут быть использованы фактические материалы.

Коррекция двигательной подготовленности связана с самостоятельной оценкой самоподготовленности. Координационные возможности можно повысить благодаря упражнениям на ловкость.

Сопутствующий фактор, оказывающий влияние на ППФП студентов - это сообразительность. Спортивный метод не "может быть единственным мето­дом решения задач ППФП. Спортивная подготовка оказывает влияние на формирование психологических особенностей личности.

Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности специалиста всегда бывает связано с условиями и характером его труда. Неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека перегрузка одних функциональных систем организма и недогрузка других в современном труде.

Производственная физическая культура – это использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека. Целью производственной физической культуры является укрепление здоровья и повышение эффективности труда. Основа производственной физической культуры - теория активного отдыха.

Для организма наиболее благоприятно, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность восстанавли­вается быстрее и полнее в активном состоянии. Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать физические, и психические нагрузки. Методика производственной физической культуры имеет «контрастный» характер. Работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудном отделе. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку позвоночника. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Продолжительность утренней гимнастики составляет от 8–10 до 20–30 мин. Основная задача физических упражнений профилактической направленности повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. При продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза.

Библиография

1. Лёгкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , . - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр»Академия», 20с.

2. Бондарчук легкоатлета. - Киев, 1986.

4. Верхошанский и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

5. Куликов спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. – М., 1995.

6. Легкая атлетика/, . – М., 1987.

Легкая атлетика / Под ред. , . – М., 1989.

7. Легкая атлетика в школе / , -ницкий. – М., 1993.

8. Матвеев теория спорта. – М., 1997.

9. Платонов и методика спортивной тренировки. – Киев, 1984.

10. Теория и методика спорта / Под ред. . – М., 1992.

Тер-Ованесян легкоатлета: современный взгляд. – М., 2000.

11. Филин и методика юношеского спорта. – М., 1987.

Глава 1 Физическая культура и спорт в общественной и

профессиональной подготовке студентов................................... 2

Глава 2 Эстетика физической культуры и спорта....................... 7

Глава 3 Биологические и социально-биологические основы

физической культуры................................................................... 9

Глава 4 Физиологическая характеристика двигательной

активности и формирование движений....................................... 11

Глава 5 Основы здорового образа жизни студента.

Физическая культура и жизнь студента...................................... 22

Глава 6 Психофизиологические основы учебного труда сту­дентов.

Средства физической культуры в регулировании

работоспособности....................................................................... 26

Глава 7 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем

физического воспитания............................................................... 31

Глава 8 Педагогические основы физического воспитания......... 37

Глава 9 Общая и специальная физическая подготовка.............. 42

Глава 10 Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль

при занятиях физическими упражнениями и спортом................ 44

Глава 11 Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями........................................................ 47

Глава 12 Профессионально - прикладная физическая подготовка

студентов...................................................................................... 51

Глава 13 Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста.............................................................. 54

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние спортивных игр на развитие физических качеств человека

1. Понятия о спорте и физической культуре

2. Влияние спортивных игр на организм человека

Заключение

спорт физический культура

1. Понятие о спорте и физической культуре

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport -- «игра», «развлечение») -- организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Спорт -- составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.

Физическая культура -- сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура -- часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

уровень здоровья и физического развития людей;

степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

2. Влияние спорта на развитие человека

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками»

3. Процесс самосознания и самосовершенствования

Итак, в спорте объект труда - сам спортсмен. Но сам спортсмен - субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь - субъект, деталь - объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем - либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник - свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной - отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так - везде. Мастер - это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.

Конечно, бывают чемпионы и рекордсмены, не знающие биомеханических закономерностей, используя которые они посылают диск или копьё дальше всех остальных, не знающие всех превращений одиназитрифосфорной кислоты, обеспечивающих сокращение их мышц, не знающие, как видоизменяются электроэнцефалограмма, записанная с двигательной зоны коры мозга при переходе от покоя к подготовке исполнения спортивного действия и от подготовки к максимальному усилию.

4. Долголетие и физическая культура

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Заключение

Какую роль играют спортивные игры в жизни человека? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Хотелось бы отметить, что наиболее полезным для человека, да и для общества является именно занятие спортом на любом уровне. Во многом это обусловлено тем, что человечество, не смотря на научные прогрессы, деградирует сам по себе, конечно, при этом в определённых качествах он растёт. Человек старается упростить себе жизнь. Физический труд для человека перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет те качества, в основном физические, которыми его наградил Бог. Человек по сравнению со своими далёкими предками становится более дряхлым и здесь ещё ко всему прочему на него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Крайне не желательно поддаваться этим соблазнам, а особенно наркотикам. И в этом замечательную роль для человека может сыграть занятие спортом, т.к. он прямо противоположен этим злым факторам и спокойно может служить той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом.

Роль спортивных игр в нашей жизни очень велика!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании. Влияние антропометрических данных пловцов на эффективность тренировочного процесса. Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2012

    Влияние современных условий жизни на организм человека. Сущность гипокинезии, гиподинамии, нервно-психического напряжения, монотонности деятельности и их влияние на организм человека. Оздоровительный и профилактический эффект физических нагрузок.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека. Снижение двигательной активности и ослабление организма. Уровни физической активности. Самоконтроль за состоянием организма при физических нагрузках, его объективные и субъективные показатели.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2011

    Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры. Процесс обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Оценка оздоровительного эффекта двигательной активности человека. Значение авторских программ.

    реферат , добавлен 14.05.2014

    Процесс воспитания физических качеств. Сила и методика ее развития. Скоростные характеристики движений и действий. Влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка. Оценка общего физического развития школьников 5-7 классов.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Физическая подготовка в баскетболе, развитие выносливости и гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, упражнения для развития физических качеств.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Основные аспекты развития тхэквондо в Российской Федерации, характеристика его спортивных основ и значение в системе развития физических качеств спортсменов. Инструменты и методы воспитания физических качеств в тхэквондо, методы скоростной тренировки.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Физическая культура как часть общей культуры, ее социальная природа и функции. Раскрытие потенциальных возможностей человека. Влияние спорта и физической культуры на интеллектуальное развитие. Единство практической и психической деятельности человека.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Аэробные и анаэробные особенности организма бегуний на средние дистанции. Скоростно-силовая подготовка и проведение тренировки. Распределение нагрузок в годичном цикле. Особенности проведения тренировок женщин. Подготовка высококвалифицированных бегуний.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Физическая культура как вид общей культуры, обеспечивающей здоровье: возникновение термина, общие понятия теории. Основы здорового образа жизни студента: цель, задачи и формы организации физвоспитания; влияние спортивных упражнений на системы организма.