Виктор кровопусков личная жизнь. Биография

Виктор кровопусков личная жизнь. Биография

15.04.2021

Виктор Алексеевич Кровопусков (род. 29 сентября 1948, Москва, СССР) - советский фехтовальщик, саблист, заслуженный мастер спорта СССР (1976).

Биография

В 1963 году начал заниматься фехтованием в клубе «Локомотив». В 16 лет его тренером стал Л. С. Корешков. Затем перешёл к клуб ЦСКА, где тренировался под руководством Д. А. Тышлера.

В 1968 году выиграл чемпионат мира среди молодёжи.

Олимпийский чемпион 1976 и 1980 годов в личных и командных соревнованиях. В сборной СССР тренировался под руководством М. С. Ракиты. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983 и 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. Серебряный призёр 1973, 1978, 1981 и бронзовый 1982 годов в командном первенстве. В 1979 году признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Отличался быстротой реакции, сохраняя хладнокровие в решающие моменты поединка.

Окончил ГЦОЛИФК.

По окончании спортивной карьеры работал тренером в СССР, России, Японии, Иране. Ныне - тренер-преподаватель в московской спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва «Чертаново».

В 2006 году введен в Зал фехтовальной славы России.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1976)
  • Орден Ленина (1980)
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1985)

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсеналом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Лучшие дня

Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:242
Инга Лепс

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсе налом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Трижды Виктор Кровопусков был признан первым саблистом мира, в его коллекции четыре золотые олимпийские медали, несколько раз он становился чемпионом мира и личном, и в командном первенстве, более двадцати раз выигрывал крупнейшие международные турниры.


«Более полутора десятков лет в сабельном фехтовании первые роли принадлежат советским спортсменам, среди которых было много ярких звезд. Пожалуй, наиболее ярко засияла в последние пять-шесть лет звезда первой сабли мира Виктора Кровопускова».
«Экип», 25 сентября 1980 г.

Казалось, в этот вечер в фехтовальном зале футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА все было как всегда: внимание зрителей, до отказа заполнивших трибуны, приковано к приподнятой над полом дорожке; звон клинков, перемигивание цветных ламп на показателе нанесенных ударов, французская скороговорка арбитра. В этот вечер - 25 июля 1980 года - здесь разыгрывалось личное первенство Игр XXII Олимпиады по фехтованию на саблях - самом быстром, динамичном, взрывном виде оружия. Но в то же время этот вечер был не совсем обычным. Впервые за всю олимпийскую историю в финале встретились два ученика одного тренера. Мало того, два очень близких друга, два спарринг-партнера, которые всегда тренируются вместе. Это Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев - ученики заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Марка Ракиты.

С самого начала и до последнего боя лидерство удерживал Михаил Бурцев. Он обыграл всех соперников, в том числе и Кровопускова. Все были убеждены, что чемпионом станет именно он.


Но ведь недаром Кровопусков славится крепкими нервами и отличными бойцовскими качествами. Он спокойно и расчетливо заставил капитулировать одного за другим всех остальных своих соперников. Бурцев же проиграл последний поединок известному венгерскому саблисту Имре Гедовари, и в результате у друзей-соперников оказалось одинаковое количество побед. Для выявления чемпиона был назначен дополнительный поединок. На дорожке Кровопусков и Бурцев. Больше всех волновался Марк Ракита, хотя причин для волнения не было: олимпийским чемпионом в любом случае становился его ученик. Сколько раз вот так они обменивались ударами на тренировках.

Но ведь сегодня олимпийский финал. И наверняка их спокойствие лишь внешнее. Победа для Кровопускова - возможность повторить достижение замечательного венгерского саблиста Рудольфа Карпати, дважды подряд выигрывавшего олимпийские игры. А для Бурцева победа - возможность сразу стать первой саблей мира. Со счетом 5:3 выиграл Виктор Кровопусков. А через четыре дня Виктор вместе с товарищами по команде вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета и стал единственным советским саблистом, сумевшим на двух олимпиадах подряд выиграть четыре золотые медали. Сейчас Виктор Кровопусков обладает всеми возможными в фехтовании титулами: он олимпийский чемпион и чемпион мира, многократный победитель самых крупных международных турниров, победитель первенств и Кубков Советского Союза, Спартакиады народов СССР.


Несколько раз Международная федерация фехтования признавала его лучшим саблистом года. Советское правительство высоко оценило выдающиеся спортивные достижения и успехи Кровопускова в развитии физической культуры и спорта, наградив его высшим орденом нашей Родины - орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

К высоким наградам и титулам Виктор шел много лет. И путь этот не был усыпан розами. Сколько титанического труда и упорства было вложено в любимое дело, сколько раз приходилось преодолевать себя, чтобы не отступить. Иногда, оглядываясь назад, Виктор, быть может, удивляется тому, как он смог пройти такой трудный путь. А может, и совсем не удивляется и с самого начала верил в то, что станет первой саблей мира.


Работа на велоэргометре - неотъемлемая часть медицинского обеспечения тренировки

О том, помогают ли родные стены, какое фехтование показывают в кинофильмах и с кем ему больше нравилось сражаться.

Во взрослую сборную я попал довольно поздно - в 25 лет, но рвался туда постоянно, будучи запасным. Всегда брали любого запасного, кроме меня (смеется). Правда на первом своем чемпионате попал в финал, где было шесть человек, и я стал пятым. А в команде мы проиграли. У нас было серебро. Да, тогда мы это считали проигрышем. Вообще, саблисты тех времен, я имею в виду нашу команду, других медалей кроме золотых не хотели. Остальные призовые места считались за неудачу. Так что можно сказать, что первый мой чемпионат мира в Гетеборге и был, собственно, неудачным.

- Сам город помните?

Единственное, что помню, там тогда можно было смотреть фильмы из разряда "Эммануэль". У нас такого тогда не было. Ходили смотреть.

- В Гренобле уже была совсем другая история?

Я был вторым в личных соревнованиях и мы выиграли в команде. У нас тогда была очень сильная команда. Владимир Назлымов, Виктор Сидяк, Эдуард Винокуров. Одни имена сами за себя говорят. А в 1975 году я не попал в финал и понял, что серебро в предыдущем году совсем не означает попадание в финал в следующем. Вообще, уже тогда конкуренция была очень серьезная - любой спортсмен из двадцатки сильнейших мог выиграть.

- Основными конкурентами были итальянцы или венгры?

На Олимпиаде мы всегда бились с итальянцами. Они говорили: самые сильные мы и русские. Преемственность в итальянском фехтовании, конечно, впечатляет. Я дрался с Альдо Монтаной, а у него сын теперь стал олимпийским чемпионом. Вот такая у них школа, у венгров тоже, теперь у французов. Отдельно сильные спортсмены есть много где, но понятие школы, оно все-таки доминирует.

- На французском говорите?

Ни на каком языке не говорю свободно, кроме русского.

- Как с соперниками общались?

После банкетов как-то находили общий язык (смеется).

- К домашним соревнованиям у вас какое было отношение?

Могу сказать, что я, например, "Московскую саблю" не выигрывал. Вообще дома выиграл только один турнир - Олимпиаду.

- Вас наверняка накручивали перед Играми в Москве.

Накручивали, говорили, что проиграть не имеете права. Первую встречу для жеребьевки проиграли, сразу вызвали на ковер, начали кричать. Перед ними стоят золотой и серебряный призер, а их отчитывают, будто они не хотели выигрывать. В спорте иногда и проигрывают, случается (смеется). Вообще, многие боялись перегореть, я просто все эти накрутки старался убирать из головы.

- Как?

Просто говорил себе "убираю это из головы" (смеется). Вообще, никогда не нужно думать о конечном результате, нужно думать о ближайшем поединке, о ближайшем бое, как нанести первый удар, как не пропустить первый удар. Без этого не будет никакого конечного результата.

- Неудобные соперники были?

Я не любил драться с венграми, любил драться с итальянцами.

- А с Кровопусковым, думаете, любили драться?

Не знаю. Думаю, что не очень (смеется).

Золотая Олимпиада

- Как начался тот день, когда вы выиграли золото домашней Олимпиады?

Наверное, это было обычное утро, как на всех соревнованиях. Такие дни, как правило, начинаются одинаково, но заканчиваются особенным образом. Правда осознание все равно происходит потом.

- Вы тоже не сразу осознали значимость той победы?

Потом пришло. К тому же после личных у нас командные соревнования. Знаете, как у нас говорят? Когда в личном, ты выигрываешь один, когда побеждаешь в команде, то выигрывают все.

- Финал, наверное, помните во всех деталях!

Финалы складывались хорошо. Вообще, у нас полуфиналы всегда проходили тяжело. На самом деле, когда проигрывал в полуфинале, мне уже драться не хотелось за третье место, потому что для нас эта бронза была проигрышем.

- Какие впечатления у вас остались от Игр 2012 года в Лондоне? Там саблистам не удалось завоевать золото.

Олимпиада - это особые соревнования, особый статус, особый подход. На Олимпиадах в фехтовании может случиться буквально все - вспомните пекинскую, когда выигрывали китайцы. Тут уже дело не в рейтинге, это один день, который решает все.

- Леше Якименко советы даете?

Советы даю только когда меня попросят. У него есть свой тренер. Мой взгляд - взгляд человека со стороны. А Леша, он ведь спортсмен мирового уровня, с огромным опытом. Он сам давно все знает.

- Говорят, он как раз может перегореть перед соревнованиями.

Это всем свойственно в какой-то мере. Мне вот жаль, что у него часто случаются травмы.

- Вас в кино никогда не звали сниматься?

Участвовал как-то в съемках, но это было не художественное кино. Помните фильм "Арап Петра Великого" (фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", по мотивам произведения А.С. Пушкина "Арап Петра Великого")? Вот там наши армейские спортсмены в съемках участвовали. Вообще, никакого фехтования в кино нет. Не надо путать сценическое фехтование со спортивным.

- Смешно смотреть на фехтование в художественных фильмах?

Вы видели, как фехтуют в "Д"Артаньян и три мушкетера"? Это и правда смешно.

- Зато мушкетеры песни поют!

Да! Это мюзикл! И совсем необязательно там все делать по правилам спортивного фехтования.