Размер рамы велосипеда merida. Выбор велосипеда по росту (выбор размера рамы велосипеда)

Размер рамы велосипеда merida. Выбор велосипеда по росту (выбор размера рамы велосипеда)

15.04.2021

При выборе велосипеда – самое главное правильно определить «свою» высоту рамы. Под определенный рост человека надо подобрать определенную высоту рамы велосипеда.

На что влияет высота рамы велосипеда?

Размер рамы влияет на:

  • Передачу усилий при педалировании велосипеда. Нога должна быть практически прямой при положении педали в самой нижней точке.
  • Безопасность. Должно оставаться место над верхней трубой рамы при стоянии полной стопой на земле. При аварийном соскакивании с велосипеда это позволит избежать удара промежностью о раму.
  • Положение спины. Спина должна быть прямая, до руля не надо специально тянуться.
  • Маневренность велосипеда. Чем больше рама, тем менее маневренный велосипед.

Как выбрать высоту рамы велосипеда

Высота рамы определяется длиной трубы расположенной от кареточного узла и до подседельного штыря.

Существует несколько способов подбора размера рамы.

Способ #1: По росту

Нужно знать свой рост и подобрать размер из таблиц ниже.

Выбор будет не на 100% корректный, потому что не учтена длина рук, ног и пропорции туловища. Но для первичного понимания своего размера подойдет.

Способ #2: По длине ноги

Более корректный, чем 1 способ, т.к. учитывает уже параметры конкретного человека.

Необходимо измерить длину внутренней поверхности бедра от пятки (пола) до промежности.

Чтобы это сделать правильно:

  1. Встать к стене. Пятки и ягодицы касаются стены, колени выпрямлены.
  2. Измерить длину ноги от пола до промежности.

Полученное число необходимо умножить на коэффициент:

  • Горные (MTB), хардтейлы, двухподвесы – длина ноги в см * 0,57 = размер рамы в см.
  • Шоссейные и циклокросс – длина ноги в см * 0,66 = размер рамы в см.
  • Треккинговые велосипеды – длина ноги в см * 0,63 = размер рамы в см.

Пример: при длине ноги 79 см предполагаемая высота рамы горного велосипеда составит – 79*0,57=45,03 см, округляем до 45.

Чтобы высоту рамы в см перевести в дюймы необходимо разделить на 2,54. Для примера выше – 45/2,54=17,71 дюйма.

Способ #3: Примерка

Понимая свой предполагаемый размер рамы, велосипед желательно примерить и почуствовать посадку на конкретной модели. Потому что длина верхней трубы, длина выноса руля, изгиб руля и его наклон может отличаться.

Далеко не всегда положение тела можно скорректировать простой настройкой велосипеда без замены деталей. В таком случае имеет смысл присмотреться к другой модели и даже марке велосипеда, т.к. у разных производителей геометрия рамы отличается.

Примерять велосипед можно и не зная свой рост, длину ноги и нужный размер рамы. Главное – понимать, какое должно быть правильное положение тела на велосипеде:

  • Нога в нижнем положении педали чуть согнута, тянуться до педали не надо. При кручении педалей бедра не раскачиваются.
  • Спина прямая с наклоном вперед, но до руля не надо усиленно тянуться.
  • Есть расстояние от верхней трубы рамы до промежности при стоянии на земле полной стопой.

Таблица размеров рам горных и городских велосипедов

Лучше всего таблица подходит для хардтейлов. При выборе двухподвеса смотрите значения у конкретной модели.

Значение ростовки у горных велосипедов будет одинаковым для моделей с 26″, 27,5″ и 29″ колесами.

Скидки на горные и городские велосипеды: velodrive.ru , velosklad.ru , vamvelosiped.ru

Ваш рост (см) Размер рамы (дюймы) Размер рамы (см) Размер рамы (у.е.)
130 - 145 13" 33 XS
135 - 155 14" 35,6 XS
145 - 160 15" 38,1 S
150 - 165 16" 40,6 S
156 - 170 17" 43,2 M
167 - 178 18" 45,7 M
172 - 180 19" 48,3 L
178 - 185 20" 50,8 L
180 - 190 21" 53,3 XL
185 - 195 22" 55,9 XL
190 - 200 23" 58,4 XXL
195 - 210 24" 61 XXL

Таблица размеров дорожных и шоссейных велосипедов

Скидки на шоссейные и дорожные велосипеды: velodrive.ru , velosklad.ru , vamvelosiped.ru

Ваш рост (см) Размер рамы (см) Размер рамы (у.е.)
157 - 163 49 - 51 XS
163 - 170 51 - 54 S
170 - 178 55 - 57 M
178 - 183 57 - 59 M/L
183 - 190 58 - 60 L
190 - 198 61 - 63 XL

Таблица размеров детских велосипедов

Детские велосипеды измеряются диаметром колеса и подбираются по соответствию роста ребенка размеру колеса.

Скидки на детские велосипеды: velodrive.ru , velosklad.ru , vamvelosiped.ru

Возраст ребенка Рост (см) Диаметр колеса (дюймы)
1 - 3 До 95 До 12"
2 - 4 85 - 105 12"
3 - 5 95 - 110 14"
4 - 6 100 - 115 16"
5 - 8 100 - 120 18"
7 - 9 115 - 135 20"
9 - 11 130 - 145 24"
От 10 От 140 26"

Практически все модели современных велосипедов, за исключением складных, круизеров и детских, выпускаются в нескольких ростовках. Каждая ростовка рассчитана на определенный рост велосипедиста. Ростовка велосипеда обозначается либо буквой (s, m, l), либо размером в дюймах (16”, 17”, 18”, 20”), либо размером в сантиметрах (52 см, 54 см, 56 см). Фактически ростовка – это длина подседельной трубы. Однако следует понимать, что с увеличением ростовки велосипеда увеличивается не только подседельная труба, но и все трубы переднего треугольника. Таким образом, чем больше ростовка, тем на более высокого велосипедиста рассчитан велосипед.

Выбор ростовки горного велосипеда

Ниже приведена обобщенная таблица, в которой указано примерное соответствие ростовки горного велосипеда росту велосипедиста.

Ростовка символьная Ростовка, дюймы Ростовка, см Рост велосипедиста, см
XS 13-15" 33-39 150-165
S 15-17" 39-43 160-175
M 17-19" 43-48 170-180
L 19-21" 48-53 175-185
XL 21-22" 53-56 180-195
XXL 22-24" 56-61 190-210

Как видно из таблицы, человек ростом 175 см может выбрать себе велосипед размера S, M или L. Почему такой большой разброс? Все дело в том, что не существует никакого общего стандарта для ростовок рам и каждая фирма, которая выпускает велосипеды, делает рамы так, как считает нужным. Велосипеды ростовки 18” изготовленные разными фирмами могут отличаться настолько сильно друг от друга, что одному и тому же человеку один из них подойдет идеально, а другой будет вызывать ощутимый дискомфорт. Что необходимо знать о геометрии велосипеда кроме ростовки? Одним из самых главных параметров велосипедной рамы является длина верхней трубы. Так как сейчас практически все велосипеды выпускаются со слопингом (верхняя труба переднего треугольника имеет наклон в горизонтальной плоскости), то было введено такое обозначение, как ЕТТ (эффективная длина верхней трубы). ЕТТ – это длина воображаемой линии, которая параллельна земле и идет от верха рулевой трубы до места пересечения с подседельным штырем. Велосипеды одной ростовки, но разных производителей и даже одного производителя, но разных моделей могут иметь разницу в ЕТТ до 5 см, что будет очень сильно влиять на удобство посадки. Если вы приобретаете свой первый велосипед, то не стоит сразу забивать голову различием геометрии велосипедов разных производителей, просто постарайтесь протестировать несколько разных велосипедов и на их примере понять на каком вам будет удобнее. Старайтесь выбирать ростовку велосипеда таким образом, чтобы между промежностью и верхней трубой, когда вы стоите на земле над велосипедом, было около 5 см. Имейте в виду, что обычно велосипеды начального уровня имеют более короткие рамы, чем велосипеды продвинутого и топового уровней. Подразумевается, что велосипед начального уровня покупают люди без какой-либо физической подготовки для прогулок по парку или городу и поэтому короткая рама и более вертикальная посадка хоть и менее эффективны, но зато гораздо более комфортны. Велосипеды продвинутого/топового уровней проектируются с тем расчетом, что их владелец может захотеть принять участие в каком-либо соревновании, либо он занимается фитнесом и регулярно ездит/тренируется, поэтому их рамы длиннее, а посадка более вытянутая для достижения максимальной эффективности. Из-за спортивной посадки нетренированному человеку будет на таком велосипеде не очень комфортно.

Выбор ростовки гибрида

В отличие от горного велосипеда основное предназначение гибрида это езда по дорогам с твердым покрытием или грунтовкам. Обычно производители позиционируют гибрид как неспортивный велосипед, предназначенный для прогулок или как транспортное средство для поездок по городу/ загороду. В связи с этим геометрия гибридных рам больше рассчитана на комфорт и меньше на эффективность. Большинство гибридных рам короткие, а посадка на них заметно более вертикальная, чем на горных велосипедах высокого уровня. Многие гибриды снабжаются выносами с регулировкой угла наклона, что позволяет сделать посадку еще более вертикальной и комфортной. Обычно гибрид выбирается большей ростовки, чем горный велосипед. Зазор между промежностью человека стоящего на земле над рамой и верхней трубой может быть до 2 см. Примерная таблица соответствия ростовок гибрида росту велосипедиста.

Ростовка символьная Ростовка, дюймы Ростовка, см Рост велосипедиста, см
XS 16-17" 42-44 155-170
S 17-19" 45-48 165-175
M 19-21" 48-54 170-180
L 20-22" 54-56 175-185
XL 21-24" 56-61 180-195
XXL 24" 61-62 195+

Следует отметить, что очень высоким и очень низким людям подобрать подходящий гибрид будет достаточно сложно. В первом случае проблема будет вызвана короткой рамой и, соответственно, невозможностью настроить посадку заменой выноса и штыря, во втором случае из-за большого диаметра колеса сделать раму гибрида достаточно маленькой практически невозможно. Если вы девушка, то проблема подбора маленькой ростовки решается покупкой рамы со скошенной верхней трубой (женская рама). В случае с мужчинами, чей рост превышает 190 см проблема решается покупкой найнера - их рамы имеют заметно более вытянутую посадку.

Изменение посадки

Существует несколько способов изменения посадки. Если вы приобрели велосипед и через некоторое время поняли, что вам на нем неудобно, то не надо отчаиваться, все можно исправить. Самый простой и бюджетный способ изменения посадки - это замена выноса руля. Вынос можно поменять как на более короткий, так и на более длинный, и, тем самым, изменить вашу посадку в ту или иную сторону. С помощью замены выноса можно изменить и высоту руля, сделать его выше или наоборот ниже. Следует понимать, что вынос руля отвечает не только за посадку, но и за руление, с длинным выносом рулить будет не так удобно, как с коротким. Второй способ изменения посадки – это замена подседельного штыря. Подседельные штыри бывают как со смещением назад, так и без смещения. Если посадка вам кажется слишком растянутой, то кроме замены выноса на более короткий, можно сменить еще и подседельный штырь со смещением на штырь без смещения и выиграть таким образом до 3 см. Тем, кто хочет все сделать по науке и любит досконально разбираться в каждой проблеме, а также спортсменам, рекомендуем потратить 30-40 минут для подсчета необходимых параметров на интерактивном калькуляторе и получить точные данные по ростовке и геометрии велосипеда, который будет идеально соответствовать вашим задачам и пропорциям тела.

  1. Измерьте свою высоту промежности. Измерять надо по внутренней стороне ноги. Лучше всего и наиболее точно можно измерить высоту промежности с помощью уровня и рулетки. Если у вас нет уровня, можно использовать книгу и тому подобное. Встаньте без обуви на плоскую поверхность и зажмите уровень (или книгу)горизонтально между ног. Аккуратно выдвиньте книгу чуть вперед и измерьте расстояние от верхнего края уровня (книги) до земли. Будет лучше, если в этом вам поможет кто-нибудь из друзей или родных. Полученное значение в сантиметрах соответствует высоте вашей промежности.
  2. Теперь можно определить требуемую ростовку рамы:

    Реальный размер рамы следует выбирать, вычитая из теоретического размера определенную величину. Как правило, это около 5 см (2 дюйма). При выборе ростовки следует исходить из того, что велосипед для спортивного применения будет чуть меньше размером, чем велосипед для спокойного катания. В любом случае при выборе велосипеда следует посидеть на нем и определить, удобно ли вам - или нет.

    • Для шоссейного велосипеда : умножьте высоту промежности на коэффициент 0,665. Полученное значение покажет теоретическую ростовку рамы в сантиметрах. Для триатлонного велосипеда от подсчитанного значения нужно отнять 3 см.
    • Для горного велосипеда : умножьте высоту промежности на коэффициент 0,226. Значение, которое вы получите, покажет теоретическую ростовку рамы в дюймах. Чтобы получить размер в сантиметрах, полученное значение нужно умножить на 2,54.
    • Для туристических и треккинговых велосипедов : умножьте высоту промежности на коэффициент 0,66. Значение, которое вы получите, будет равно теоретической ростовке рамы в сантиметрах. Если высоту промежности умножить на 0,259, вы получите размер рамы в дюймах.
  3. Определение ростовки рамы по росту велосипедиста сводится к подбору необходимой ростовки в соответствии с нижеследующими таблицами. Но учтите, что метод определения ростовки по величине высоты промежности является более точным.

Размеры рамы велосипеда

Подбор ростовки для рам шоссейных велосипедов*:

Подбор ростовки для рам горных велосипедов*:

Все, вроде, хорошо – и цвет подходящий, и механика работает идеально, а быстро устаешь, и катание через час-два превращается в пытку. Все ясно. Велосипед неверно подобран по росту. Чтобы избежать подобных разочарований, нужно знать, какие бывают размеры велорам, и как они соответствуют вашему росту.

Без теории – никуда

При покупке велосипеда в магазине вам, скорее всего, предложат помощь в выборе правильной рамы по росту. Но гораздо увереннее вы будете себя чувствовать, если будете сами знать все тонкости этого вопроса. Мы не будем касаться сегодня редких и экзотических видов байков, а рассмотрим основные, самые популярные – размеры для горного велосипеда, шоссейного, детского.

Практически все велосипедные рамы существуют в самых разных вариантах размеров. И каждый производитель классифицирует их по-своему. Почти каждый. У каждой модели велосипеда существует как минимум 3-4 ростовки и, соответственно, различной маркировки. Маркируют рамы по росту в буквенном и цифровом виде. Определяющим параметром для рамы любого велосипеда является высота . Она замеряется от центра каретки до среза трубки и может указываться либо в дюймах, либо в сантиметрах.

Длина подседельной трубки, конечно, не единственный показатель, характеризующий ростовку велосипеда, но основной. Геометрию рамы определяют еще углы наклона труб на стыках, длина этих труб и их взаимное расположение. Поэтому однозначно говорить о том, что для конкретного человека подходит такой-то номер, а такой-то не подходит, говорить нельзя.

Таблицами, которые мы обязательно приведем, пользоваться можно и нужно. Но это не панацея от всех бед. Кроме размеров рамы по росту существует разница в , о чем тоже забывать нельзя. Очень много вариантов рам с разной длиной верхней трубы, которая очень сильно влияет на посадку и разгрузку плечевых суставов, локтей, кистей рук. Длина тоже сильно влияет на посадку и имеет массу регулировок. Колесная база имеет решающее значение при езде в разных условиях, угол наклона вилки влияет на управляемость и устойчивость – всего не перечесть, поэтому начнем с простого.

Маркировка рам по размеру

Во всем мире сложилась традиция маркировать все рамы велосипедов буквами, цифрами и их комбинациями. Рассмотрим основные типы маркировки рам у разных производителей.

Есть всего 6 размеров рам по высоте подседельной трубки:

  • XS – самый маленький размер велосипедов для самых маленьких райдеров;
  • S – маленький;
  • M – средний вариант рам, наиболее часто встречающийся;
  • L – чуть выше среднего;
  • XL – большой;
  • XXL – ну очень большой.

И тут начинается путаница, потому что каждому размеру соответствует два варианта в числовом эквиваленте. Этот эквивалент носит условный характер и служит для приблизительного определения соответствия ваших физических данных с данными той или иной рамы. А вот и эта таблица:

Если кому-то интересно, то данные этой таблицы рассчитываются по формуле подбора взрослого велосипеда. По вашим параметрам, где «д» это длина ваших ног, а «Д» - размер рамы. Сейчас мы и постараемся определить по формуле: Д=д*0,56/2,54. В формуле использованы два коэффициента – 0,56 это отношение длины ног к росту, а 2,54 – пересчет дюймов в сантиметры. Такая арифметика.

Поскольку все люди разные по размеру и одинакового соотношения ног и роста не найти, то это число тоже является очень приблизительным.

Но бывают случаи, когда вашим данным соответствуют габаритные размеры сразу двух рам. Не покупать же два велика сразу. Что делать в этом случае? Думать.

  • Если я планирую активный велосипедный образ жизни, то выберу меньший размер велосипеда, потому что меньший байк легче управляется и весит, соответственно, меньше.
  • Если я полный, то мне затруднительно будет взбираться на высокую раму.
  • Если я худой и тощий, то мне нужно выбрать раму чуть крупнее, чтобы казаться весомее и чтобы не сдуло ветром. Вполне серьезно.
  • Если я уже купил велосипед, и он не устраивает меня размерами, хотя по таблицам все сходится, то я, вероятно, забыл о наличии регулировок настройки седла и руля, которые в большинстве случаев имеют очень широкий диапазон. Кроме того у меня всегда есть возможность поменять вынос руля или подседельную трубку.
  • Если у меня руки до колен, то я возьму байк побольше. В случае чего, уменьшить регулировку можно всегда.

Также можно встретить маркировку и велосипеда для ребенка, и для женского велосипеда. Уделим некоторое внимание и им.

Размеры детских велосипедов

Производитель, когда выпускает детский велосипед, знает о том, что малышня очень быстро растет. И поэтому делает некоторую коррекцию размеров и старается сделать раму таким образом, чтобы диапазон регулировок был как можно шире. Следует, однако, учитывать не так габариты рамы, как велосипеда. От этого параметра зависит и управляемость велика и максимальная скорость. Не стоит обмерять малыша штангенциркулем, вы все равно не знаете, как он вырастет за полгода или даже за пару месяцев, поэтому детский велосипед надо выбирать с некоторым запасом.

Вот примерная таблица размеров для детских велосипедов.

Рост ребенка (см) Возраст ребенка Диаметр покрышек (дюймы)
75 – 95 1 – 3 До 12
95 – 101 3 – 4 12
101 – 115 4 – 6 16
115 – 128 6 – 9 20
126 – 155 9 – 13 24

Размеры шоссейных велосипедов

Особенности шоссейных велосипедов располагают к дальним поездкам по асфальту. Часто очень дальним. Поэтому ехать придется долго, что и требует особо тщательно выбрать размеры как рамы, так и колес и т.д. В представленной ниже таблице мы даем рекомендуемые размеры для шоссейников.

Выбор велосипеда по весу

В этом случае, к сожалению, мы не можем свести данные в таблицу, иначе она бы оказалось огромной. Можем дать рекомендацию. Если ваш вес не превышает 100 кг – катайтесь на любом подходящем по размеру велосипеде адекватного качества и думать забудьте о весовых ограничениях. Если же ваш вес превышает 100 кг, то тогда нужно подобрать велосипед с усиленными колесами и хорошей, дорогой кареткой, на хороших дорогих подшипниках.

• •
• •
•

Сопоставление моделей.

Посетив несколько магазинов, сравните разные марки велосипедов в ценовой категории, на которую вы рассчитываете. Среди выбранных стоит отдать предпочтение той модели, у которой при равной стоимости с другими будет рама и/или какие-то из компонентов более высокого уровня. Не стоит акцентировать, а уж тем более выбирать велосипед, исходя из наличия у велосипеда крыльев и фонариков, так как это далеко не главные детали, и кроме того, эти мелочи могут быть установлены на любой велосипед. Имя производителя и его репутация так же, как и репутация продавца имеют важное значение.

Страна изготовления

Ни для кого не является секретом, что ведущие производители бытовой электроники собирают свои товары в Азии. И велофирмы, надо сказать, от них не отстают. Более того, большинство американских и европейских производителей, включая такие марки, как Specialized, Scott USA, Marin, Peugeot, Shwinn, GT, Trek и т.д., размещают заказы на свои младшие, средние, а порой и старшие модели на чужих заводах (не собственных), а именно тайваньских и китайских. Поэтому, если велосипед стоит менее $1200 забудьте о его "белом происхождении" и подумайте, есть ли смысл переплачивать за наклейку на раме. В особенности это касается так называемых бюджетных горных велосипедов, т.е. стоимостью до $500.


Выберите свой размер

Порой самым основным просчетом при покупке является неправильно выбранный размер рамы. В первую очередь это обусловлено тем, что на рынках да и порой в некоторых магазинах модели представлены в единственном экземпляре и у покупателя порой просто нет выбора. Так вот, вам следует знать, что любая модель велосипеда всегда выпускается фирмой в нескольких ростовках-размерах. Размером рамы считается расстояние от оси каретки - оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.


Рама Рост см
16" 150-165
18" 165-180
20" 175-200
22" 190 и >

У фирмы Merida есть различия линейки размеров в зависимости от серии:

Kalahari - 14.5", 15.5", 17.5", 19", 20.5", 22"

Dakar - 14.5", 15.5", 17.5", 19", 20.5", 22"

MATTS - 14.5", 16", 18", 20", 22"

Размер, " 14,5 15,5 16 17 17,5 18 19 19,5 20 22 24
Рост, см 140-150 150-155 155-160 160-165 160-165 165-170 170-175 175-180 180-185 185-190 190 +

Full suspension -17", 18.5", 20.5"

Размер, " 17 18,5 20,5
Рост низкий средний высокий

Cледует помнить, что раму надо подбирать индивидуально из-за особенностей строения каждого отдельного человека. Длина ног при выборе играет первостепенное значение. Также не стоит забывать, что каждый производитель имеет собственную, отличную от других геометрию рамы, поэтому рама в 18" от одной фирмы может быть больше/меньше рамы в 18" от другой, хотя по логике они должны быть одинаковы.

Основное правило выбора размера рамы: стоя с байком между ног на ровной поверхности, вы должны иметь возможность присесть на ширину ладони (7-10см). В основном это принято во избежание несчастных случаев при резком, аварийном соскакивании с велосипеда. Если вы предпочитаете спокойный стиль езды то можете пренебречь этим правилом, но помните, что вы отвечаете за свой выбор. Данное правило также игнорируется большинством покупателей при покупке велосипедов подросткам и их можно понять - покупать ребенку новый велосипед каждый год это, безусловно, накладно.

Формула Эйнштейна для определения размера рамы:

1. Измерьте длину ваших ног
2. Умножьте полученный результат на 0.56
3. Полученное число разделите на 2,54
4. Итог - ваша ростовка

Но порой проще и лучше спросить продавца.

Гарантия и гарантийное обслуживание

Обязательно поинтересуйтесь гарантийным сроком на раму и комплектующие. Также не мешает узнать, есть ли у продавца своя гарантийная мастерская. При покупке проследите, чтобы гарантийный талон был правильно и разборчиво заполнен.

Предпродажная подготовка

При покупке велосипед в обязательном порядке должен быть проверен в вашем присутствии. Обратите внимание на работу переключателей, тормозов и на отсутствие восьмерок на ободах, а не только на накаченность покрышек.


Основные типы горных велосипедов

Стандартный жесткий)-наиболее доступный тип горного велосипеда.


Он озволяет оценить все преимущества горных велосипедов за сравнительно небольшие деньги.
В большинстве случаев имеет оборудование не выше начального или среднего уровня и больший вес. Изготавливается из стали, хроммолибдена и иногда алюминия.

Вес 12-14,5 кг

Цена от $ 150 до $ 400

Хардтейл (жесткий хвост-англ.) -велосипед с передней амортизационной вилкой.


Это основной и самый распространенный тип горных велосипедов в мире.
Именно на них выступают спортсмены в единственном пока олимпийском виде спорта по горному велосипеду - кросс-кантри.

Изготавливаются в основном из хроммолибдена, алюминия, карбона или титана.

Вес 9-13,5 кг

Цена от $ 200 до $ 5000

Двухподвес (full suspension)-первый и наиболее распространенный в семействе полноподвесочных горных велосипедов.


Характеризуется повышенным комфортом благодаря наличию переднего и заднего амортизаторов.
Большинство изготавливается из алюминия, иногда карбона, некоторые дешевые модели делают из стали.

Вес 10,5-13,5 кг (алюминий)

Цена от $400 до $ 6000

Фрирайд - двухподвес для любителей экстремальной езды.

Отличается от предыдущего типа наличием двухкоронной вилки, и как минимум гидравлическими или дисковыми тормозами. И следовательно большим весом.

Изготавливается в основном из алюминия.

Вес 12-14 кг.

Цена от $650 до $6000


Основные узлы и мехнизмы

Вне зависимости от того, какую марку вы выбираете, все детали, кроме рамы, от руля и до седла созданы другими фирмами. Разобраться в них порой бывает очень сложно. Остановимся на самых важных частях велосипеда.

Амортизационная вилка.

Жесткие передние вилки уходят в прошлое. Только самые дешевые модели не имеют амортизационных вилок- неотъемлемой части настоящего горного велосипеда.. Сегодня наиболее распространены амортизационные вилки пружинно-эластомерного типа, к более дорогим относятся вилки пружинно-гидравлического (масло) типа и новейшие воздушные. Ход вилок для кросс-кантри колеблется от 2,5 до 4,5 дюймов (67-100мм), вилки для даунхилла имеют ход от 4,5 до 7 дюймов (100-180мм).Наиболее известны следующие производители: Rock Shox , Manitou , RST , HeadShok (Cannondale ) и Marzocchi . В последние годы широкое распространение получили вилки, более доступные по цене и обладающие неплохими характеристиками, произведенные в Тайване: SR Suntour , Ballistic , Top Gun .

Переключатели.

Передний и задний. Самая главная деталь велосипеда после рамы. Передний переключатель перебрасывает цепь между тремя передними звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 задними звездами на кассете. Наиболее распространены переключатели от Shimano и SRAM .

Манетки - ручки переключателей, приводящие их в действие, расположены на руле. Правая отвечает за задний переключатель, левая - за передний. Существуют два типа ручек переключателей.

Первый вариант- это "рэпидфайр" (Rapidfire ) от Shimano , ручки которого имеют два рычажка: один для движения цепи с больших звезд на меньшие, второй - в обратную сторону. Переключение осуществляется с помощью пальцев (большого и указательного).

Второй вариант - это "грипшифт" (Grip Shift ) от фирмы SRAM . Этот переключатель выглядит как ручка газа на мотоциклах, переключение осуществляется его вращением. В отличие от "рэпидфайр" "грипшифт" позволяет переключать скорости во всем диапозоне одним движением. Каких бы то ни было явных преимуществ ни одна из приведенных систем перед другой не имеет, выбор зависит от вкуса.

Обе системы одинаково удобны и быстры в освоении. На дешевых велосипедах еще используются переключатели типа "таблетки" (Top Mounts ) с одним рычажком. Наиболее распространены манетки, опять же, от Shimano либо SRAM

Тормоза

С момента своего первого появления несколько лет назад, тормоза "ви-брейк" (V -brake ), разработанные фирмой Shimano , завоевали колоссальную популярность своей надежностью, отличной работой и малым весом. Вскоре и другие фирмы начали производство подобных тормозов (о копировании разработки Shimano речь не идет, так как патент на аналогичный дизайн тормозов был выдан во Франции еще в 20х годах нашего столетия). Кроме Shimano наиболее известны фирмы Avid и Tektro . В этом году свои "ви-брейки" представил SRAM . Отдельного упоминания заслуживает фирма Magura - производитель гидравлических тормозов для велосипедов. Несмотря на свою высокую цену эти тормоза, безусловно, стоят этих денег. В последние годы бурное развитие претерпели дисковые тормоза, полностью вытеснив прочие из даунхилла, они пришли и в кросс-кантри.На сегодняшний день это лучшие тормоза, но их высокая стоимость, необходимость своей особенной втулки и отсутствие совместимости с большинством рам, делают невозможным их широкое применение.

Система

Система состоит из шатунов и передних звезд. В какой-то степени - это сердце велосипеда. Жесткость и малый вес - вот основные требования, предъявляемые к системам. Большинство велосипедов оснащается системами от Shimano . Также распространены системы от Sugino (выпускает системы для Ritchey и Specialized), Cyclone, SR Suntour, Tracer и CODA.


Все о рамах


Рама - главный конструктивный элемент. В настоящий момент рамы для горных велосипедов изготавливаются из следующих материалов: сталь, хроммолибденовая сталь, алюминий, титан, магний, карбон и стальные спецсплавы.

Название материала

Английский

Краткое обозначение

Сталь

High Tensile Steel

Hi-ten

Хроммолибденовая сталь

Crommolybdenium

Cro-moly, Cr-mol

Алюминий

Aluminum/Aluminium

Alu

Титан

Titanium

Ti

Магний

Magnesium

Mg

Композиты

Carbon, Termoplast

нет


Сталь - наиболее распространенный материал, применяющийся при изготовлении младших, более дешевых моделей велосипедов. К плюсам можно отнести прочность, низкую стоимость и простоту изготовления. Основной минус - самый большой вес среди прочих материалов, применяющихся для изготовления.

Хроммолибденовая сталь - следующий по уровню материал. Данный сплав стали, хрома и молибдена обладает всеми преимуществами стали и, вдобавок, имеет меньший вес. Это и есть основное отличие от стали.

Алюминий - легкий и прочный материал. Он имеет отличные от стали прочностные характеристики, позволяет изготавливать рамы с большим диаметром труб и толщиной стенок. Благодаря этому они имеют более агрессивный вид. Наиболее распространенный материал при изготовлении горных велосипедов среднего и выше среднего классов.

Титан - прочный, легендарный и, конечно, дорогой. Выигрыша в весе перед дорогими алюминиевыми и хроммолибденовыми рамами не имеет. Мало распространен в силу ряда причин, включая стоимость и сложность изготовления.

Магний – новый сплав в велосипедостроении. Прочный, легкий и тоже дорогой материал. Он только начинает входить в моду.

Композиты – это относительно новый материал в велосипедостроении.Для изготовления композитных рам применяются нити карбона, фибергласа, кевлара и различные скрепляющие составы (смолы). Комбинации материалов, смол и методов их скрепления позволяют достигать любых заданных характеристик. Возможно, что именно композитные рамы - это будущее велосипеда, в том числе и горного. Рамы из композитных материалов плохо выдерживают падения и удары.

Спецсплавы - в последние годы появились стальные сплавы, обладающие уникальными характеристиками, превосходящими порой характеристики титана. Данные стали обычно содержат в своем составе редкоземельные элементы.

Нельзя однозначно выделить какой-то материал как лучший, но на сегодняшний день безусловным лидером среди всех материалов, применяющихся для изготовления рам, является алюминий.

Признаком качественной рамы является "баттинг".

Баттинг- процесс изготовления труб, результатом которого является изделие с различной толщиной стенок. Данный процесс позволяет увеличить толщину стенок в местах с высокой нагрузкой (пример: стыки с рулевой колонкой, кареточными узлом) и уменьшить в других, где нагрузки минимальны. Благодаря этому удается значительно снизить вес рамы. Баттиг бывает одинарный - один конец трубы имеет увеличенную толщину, двойной - оба, и тройной, когда труба имеет три различных толщины. Именно баттинг позволил конструкторам современных алюминиевых, стальных (хроммолибден и спецсплавы) и титановых рам приблизится вплотную к весу в 1300 грамм.

Фирма Merida использует новейшие технологии в области баттинга и делает велосипеды соригианальнымтехническимрешением MATTS (Merida Aluminum Tig-welding Technology System). Это позволяет существенно снизить расход материала и соответсвенно вес велосипеда при сохранении высоких прочностных характерстик.

Самыми дешевыми являются стальные рамы. Следом идут хроммолибденовые. Они, как правило, дешевле алюминиевых, а те, в свою очередь, дешевле титановых и карбоновых. Но не стоит забывать, что алюминиевые, титановые и хроммолибденовые рамы тоже делятся на более качественные - дорогие, и менее качественные - более дешевые.. Поэтому, хорошая хроммолибденовая рама может стоит дороже алюминиевой, а алюминиевая рама может быть дороже титановой. Имя производителя, качество рамы и ее вес, а не материал из которого она была изготовлена, играют ключевую роль в определении стоимости рамы.


Доступно о навесном оборудовании

При покупке байка главным критерием (после рамы) является группа или класс навесного оборудования, установленного на велосипеде. Основным ориентиром являются группы от Shimano - японской корпорации - мирового лидера в навесном оборудовании для велосипедов, так как редкий велосипед не имеет какой-то части оборудования от Shimano . Условно их можно поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano . Для сравнения также приведены классы переключателей, манеток и тормозов от второго ведущего мирового производителя SRAM .

Shimano Краткая характеристика SRAM
XTR Для спортсменов профессионалов. ESP 9.0SL DiRT Plasma
Deore XT* Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить ESP 9.0 DiRT Quarz
Deore LX* Настоящее качество. Верхняя планка для самых крутых любителей.

Используется спортсменами

---
STX-RC Начальная спортивная группа. ESP 7.0 DiRT Neos
Nexave Разработана и ориентированна на велотуристов ---
Alivio Лучшее для любителей ESP 5.0 DiRT Centera
Acera-X DiRT MRX
Altus Средний хороший уровень для любителей DiRT MRX
Tourney **
TY-30, TY-22,
TY-15, TY-05
Хороший начальный уровень для любителей ---

* - ради краткости порой указывается просто как XT и LX, опуская приставку Deore.
**- иногда для простоты называется SIS

Популярность спортивных групп у любителей объясняется прежде всего надежностью, плавной и четкой работой и, конечно, меньшим весом. Поэтому для агрессивной бездорожной, да и просто по-настоящему активной езды желательно оборудование спортивного класса. Также стоит отметить, что на байк, за редким исключением, никогда не ставится полностью оборудование одной группы. Для достижения оптимальных параметров в критерии "качество/стоимость" применяется смешивание компонентов разных групп, как правило, двух соседних.


Мелочи жизни

Помимо самого велосипеда желательно сразу прикупить некоторые полезные вещи: насос, флягу, универсальный инструмент (напоминает перочинный нож, но оснащен шестигранниками и отвертками), крылья, пару запасных камер, велокомпьютер (скорость, пробег и время), задний фонарик/проблесковый маячок - обязательно, если вы катаетесь после захода солнца.
Ну, и наверное, стоит взять велошлем. Жизнь дороже. Как известно, запчастей для людей пока не продают, да и мозгами разбрасываться не стоит. Вы можете возразить, что в шлеме кататься не круто. Что ж, провести остаток жизни в инвалидной коляске - круто?