Разбился самолет с футбольной командой кто погиб. Разбился самолёт с командой «Шапекоэнсе» и другие футбольные авиакатастрофы

Разбился самолет с футбольной командой кто погиб. Разбился самолёт с командой «Шапекоэнсе» и другие футбольные авиакатастрофы

23.08.2021

Футбольный клуб «Шапекоэнсе» был назван в честь города, в котором базируется — Шапеко в штате Санта-Катарина. Команда возникла в 1973 году после объединения двух местных коллективов — «Атлетико Шапекоэнсе» и «Индепенденте». Клубными цветами были выбраны зелёный и белый, поэтому игроков команды стали называть «зеленейшими». Болельщики для краткости именуют команду просто «Шапе».

Четыре года спустя «Шапекоэнсе» добился первого успеха — выиграл чемпионат штата. Клуб стал выступать в высшем дивизионе чемпионата Бразилии. Однако в 1979 году он опустился на предпоследнее, 93-е место и затем долго скитался по более низким лигам. Ренессанс наступил только в 2010-х. В 2012 году «Шапе» поднялся в Серию B, а в следующем сезоне вернулся в элиту, став вторым вслед за «Палмейрасом».

«Шапекоэнсе» можно охарактеризовать как середняка бразильского чемпионата, время от времени добивающегося локальных успехов. Связаны они прежде всего с выступлением в Южноамериканском кубке — втором по значимости клубном турнире КОНМЕБОЛ, аналоге Лиги Европы. В 2015 году «Шапе» дошёл до четвертьфинала, в котором уступил аргентинскому «Ривер Плейту», а в этом сезоне команда должна была сразиться в финале с колумбийским «Атлетико Насьональ».

Однако самолёт, перевозивший игроков вместе с тренерским штабом и 22 журналистами, не долетел до пункта назначения. На момент подготовки материала было известно о трёх футболистах, выживших после падения: это Алан Рушель, Маркос Данило и Джексон Фолльманн. Среди пассажиров самолёта был Андерсон Пайшау, сын бывшего тренера московского ЦСКА по физической подготовке Паулу Пайшау. Он входил в тренерский штаб «Шапекоэнсе» и привлекался к работе со сборной Бразилии.

Всего несколько дней назад игроки «Шапе» радовались выходу в финал кубка после домашней ничьей с «Сан-Лоренсо» из Буэнос-Айреса. 30 ноября должна была состояться первая игра с «Атлетико Насьональ», на 7 декабря была запланирована ответная встреча в Шапеко. Проводящая турнир организация КОНМЕБОЛ уже заявила, что финальные матчи будут отложены.

Самым известным игроком «Шапекоэнсе» является Клебер Сантана. С 2007 по 2010 годы полузащитник принадлежал мадридскому «Атлетико», с которым дошёл до финала Кубка Испании. После этого Сантана вернулся на родину и поиграл в шести разных клубах, пока не стал капитаном «Шапе». Также известны по выступлениям в Европе Марсело Бук («Спортинг»), Матеус Битеко («Хоффенхайм») и единственный легионер клуба — Алехандро Мартинуччо из Аргентины («Вильярреал»).

С Россией «Шапекоэнсе» связывает один игрок — нападающий Жеан Карлос. Он недолго представлял клуб из Санта-Катарины, прежде чем стать игроком «Амкара» и «Шинника». Не сумев проявить себя в России, Карлос вернулся в Бразилию, но опять ненадолго.

Произошедшее в Колумбии вызвало отклик среди болельщиков, футболистов и команд по всему миру. Свои соболезнования в соцсетях выразили Российский футбольный союз, клубы «Анжи», «Локомотив» и «Ростов», «Кёльн» и «Гамбург», Лукас Подольски, Уэйн Руни и Луиш Фигу.

Владимир Зайвый

В 1940-х годах «Торино» был грандом итальянского футбола. Лучшее тому подтверждение - три чемпионских титула «скуадра граната» с 1946 по 1948 год. 4 мая 1949 года на трехмоторном самолете Fiat футболисты «Торино» возвращались после выездного матча с португальской «Бенфикой» в Турин. Самолет совершил промежуточную посадку в Барселоне на дозаправку, во время которой игроки «Торино» пообщались с футболистами «Милана», пересаживавшимися на рейс до Мадрида. «Россонери» стали последними, кто выдел туринцев живыми.

Ближе к пяти вечера, когда до Турина оставались считанные километры, авиалайнер вошел в плотную полосу тумана. Пилот потерял ориентацию, самолет снизился и левым крылом задел ограду расположившейся на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. В катастрофе погибли все 18 находившихся на борту футболистов, в том числе и капитан сборной Италии Валентино Маццола. Судьба благоволила лишь одному игроку «Торино» - Лауро Тома. Из-за травмы он вынужденно остался дома. К слову, «Торино» с молодежным составом сохранил за собой первую сточку турнирной таблицы.

«Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года

В этот роковой день самолет авиакомпании British European Airways, выполнявший чартерный рейс BE609 из Белграда в Манчестер, остановился на дозаправку в Мюнхене. На его борту был 21 представитель английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», возвращавшегося домой после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с белградской «Црвена Звезда».

Пилоты предприняли две попытки взлететь, но оба раза останавливались из-за неполадок с двигателем. Однако, не желая отставать от графика, они решились еще на одну попытку. Не смог их остановить и начавшийся снегопад. Ирландский нападающий Лиам Уилан так отреагировал на рвение пилотов: «Возможно, это смерть, но я готов к ней».

Пилоты отчаянно пытались оторвать самолет от земли, но он, въехав колесами в снежную кашу, продолжал мчаться по взлетной полосе. На скорости почти 200 км/ч самолет протаранил ограждение и врезался в частный дом.

Жильцы по счастливой случайности не пострадали, а из 44 человек, находившихся на борту самолета, 23 погибли и еще 19 - получили ранения. «Манчестер Юнайтед» в катастрофе потерял восьмерых игроков (в том числе Лиама Уилана) и троих членов тренерского штаба. Среди выживших был Бобби Чарльтон, в будущем звезда английского футбола, - в момент аварии его вместе с сиденьем вышвырнуло из салона.

«Стронгест». 26 сентября 1969 года

Вечером в пятницу 26 сентября 1969 года боливийский футбольный клуб «Стронгест» возвращался на самолете в Ла-Пас после товарищеской игры. Это был лучший период в истории одного из старейших футбольных клубов Боливии.

Через несколько часов полета экипаж «Дугласа» перестал выходить на связь. На Анды в это время обрушился снежный фронт, и диспетчеры поспешили объявить чрезвычайную ситуацию. Только через сутки в самом сердце Анд, недалеко от местечка Вилоко на склоне горы Чокетанга, группа шахтеров обнаружила обломки самолета, еще через сутки туда прибыла поисковая команда.

Установить причину катастрофы так и не удалось. Но стоит отметить, что трагедия случилась в тот день, когда в стране произошел военный переворот. Все 74 находившихся на борту человека погибли, из них 19 - игроки и тренеры клуба «Стронгест». Через пять лет обновленный «Стронгест» вновь выиграл чемпионат Боливии.

«Пахтакор». 11 августа 1979 года

Одна из самых страшных катастроф в истории советской авиации произошла в небе над украинским Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день по вине авиадиспетчеров (впрочем, версия о попадании учебной ракеты также живуча) столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134 компании «Аэрофлот». Один из самолетов выполнял рейс Воронеж - Кишинев, другой - Ташкент - Минск. В последнем летела популярная в СССР футбольная команда «Пахтакор» на очередной матч первенства страны с минским «Динамо».

Никто из 178 человек, находившихся на обоих авиалайнерах, не выжил. Если борт, направлявшийся в Кишинев, сразу разрушился в воздухе, то самолет, летевший в Минск, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей еще пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4 километров вошел в крутое пике и рухнул на землю. В нем находились 14 игроков и три представителя тренерского штаба ташкентского «Пахтакора».

В Колумбии, неподалёку от Медельина, потерпел крушение самолёт с 72 пассажирами, среди которых были футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», которым предстояло принять участие в первом финальном матче Южноамериканского кубка против колумбийского «Атлетико Насьональ».

Прямо сейчас известно о 25 погибших. Известен полный список людей, попавших на борт – кроме футболистов и экипажа самолёта (членов экипажа было 9), присутствовали руководители «Шапекоэнсе», тренерский штаб, технический персонал, журналисты и почётные гости.

Что за команда разбилась?

«Шапекоэнсе» – малоизвестная в России команда, за неё не выступают люди, знакомые нашему болельщику. В 2014-м году «Шапекоэнсе» впервые вышел в бразильскую Серию А после 1970-х годов. Этой осенью клуб впервые в истории добрался до финала Южноамериканского кубка, в Южной Америке это аналог Лиги Европы.

Как это произошло?

Ссылаясь на колумбийские источники, бразильский Globo пишет, что самолёт потерял связь с землёй вскоре после полуночи и разбился незадолго до запланированного прибытия. Диспетчеры потеряли контакт с пилотами, когда самолёт пролетал над городами Ла-Сеха и Аберхорраль. Пропавший самолёт начал полёт в 15:35 по местному времени из Сан-Паулу, приземлился в Восточной Боливии, в Санта-Крус-де-ла-Сьерра.

С места событий уже получены первые снимки.

Почему это произошло?

Мэр города Ла-Сеха Элкин Оспина заявил, что причиной крушения самолёта стала нехватка топлива. Другая версия, в официальном релизе авиационных властей, гласит, что самолёт разбился из-за отказа электричества.

На чём летела команда?

«Шапекоэнсе» летел на чартерном самолёте CP-2933. В начале месяца на нём летала сборная Аргентины.

Полковник ВВС уверяет, что самолёт не взорвался во время падения, что даёт надежду найти больше выживших. При этом, по неподтверждённой информации, самолёт при падении раскололся пополам.

Что говорят на месте событий?

Над спасательной операцией в аэропорту Медельина работает более 90 спасателей из близлежащих городов – Ла-Унион, Рионегро, Эль Кармен де Виброаль и Ла-Сеха. Осложняет ситуацию сильный дождь. В городе объявлено чрезвычайное положение, вертолёты ВВС ищут выживших пассажиров. «Найти выживших трудно, здесь лесистая местность», – говорит Уго Ботеро Лопес , мэр Ла-Униона.

«Мы работаем с местными властями в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей с самолетом «Шапекоэнсе» – пишут в твиттере аэропорта.

Что пишут в Бразилии?

«Шапекоэнсе» опубликовал короткое сообщение на официальной странице в Facebook: «Учитывая противоречивые сообщения, поступающие из разных публицистических источников, касающихся крушения самолета, перевозившего игроков команды «Шапекоэнсе», мы воздерживаемся от комментариев и ожидаем официальных заявлений от воздушных властей Колумбии. Пусть Бог будет с нашими спортсменами, руководителями, журналистами и другими участниками делегации».

Есть ли выжившие?

Да. В больницу Ла-Сеха уже доставлен защитник Алан Рускель , спасённый из-под обломков самолёта. Сообщается, что у Алана множественные переломы костей, бедра, рваные раны головы. Второй выживший – вратарь «Шапекоэнсе» Данило Падилья . Удивительно, что перед полётом Рускель выложил в инстаграм свою фотографию с борта – как раз с Данило. В госпиталь доставлен Джексон Фоллманн .

Ещё одна выжившая, уже доставленная в больницу – стюардесса Химена Суарес .

На борту должен был появиться 23-й игрок «Шапекоэнсе», однако в последний момент он был отцеплен от состава. Его имя пока не называется.

Информация будет обновляться.

В Бразилии объявлен трехдневный, а в штате Санта-Катарина – 30-дневный траур...

Шесть из 77 находившихся на самолете людей пережили трагедию. В их числе три футболиста «Шапекоэнсе» - защитники Алан Русшел и Хелио Сампьер Нето и голкипер Джексон Фольманн . Вратарь команды Маркос Данило из-за многочисленных травм скончался уже в больнице.

Другие выжившие - члены экипажа Химена Суарес и Эрвин Тумири , а также журналист Рафаэль Валморбида .


Фотограф Reuters, который одним из первых оказался на месте крушения, рассказал, что увидел десятки тел, которые лежали возле обломков. По его словам, к тому времени выживших искали около 30 спасателей, представителей полиции и военных. Самолет был разделен на две части, при этом различимы были только носовая часть и крылья, хвост был полностью разрушен.

Колумбийские чиновники заявили, что чартерный рейс с «Шапекоэнсе» на борту вылетел из Сан-Паулу в понедельник после обеда (в 17:35 по местному времени), сделал остановку в Боливии и затем отправился в Медельин, где команда должна была сыграть финальный матч Копа Либертадорес с местным «Атлетико Насьональ».

В самолете British Aerospace 146, который летел во второй по величине город Колумбии, находились футболисты, руководство и персонал футбольного клуба, а также журналисты.

По словам представителей аэропорта Медельина, в 22:00 пилоты лайнера сообщили о проблемах с электрооборудованием, а через 15 минут самолет пропал с радаров и потерпел крушение в лесистой горной местности в 30 милях от места назначения. Спасательные операции затруднялись из-за сильного дождя, тумана и темноты.

«На данный момент известно, что трагедия случилась в Серро Гордо, провинция Ла-Унион», - заявили представители властей. Предполагалось, что на борту находился 81 человек, но позднее выяснилось, что четыре пассажира в последний момент решили не лететь.

В понедельник агентство гражданской авиации Колумбии объявило, что два бортовых самописца самолета найдены «в отличном состоянии.»


Два выживших члена экипажа - Химена Суарес и Эрвин Тумири - были доставлены в госпиталь Риогранде.

Три игрока - Алан Русшел, Хелио Сампьер Нето и Джексон Фольманн - и журналист Рафаэль Валморбида также были доставлены в больницу. Двое из них получили серьезные травмы. За жизнь еще одного выжившего после крушения, Маркоса Данило, врачи боролись несколько часов...

Русшел сохраняет чувствительность конечностей и может восстановить двигательную активность. Медики диагностировали у 27-летнего защитника множественные переломы рук и ног, а также перелом позвоночника. Он был прооперирован и переведен в другую больницу.

Фольманну ампутировали ногу.

Подробной информации о других выживших и их состоянии пока нет.

Graças a Deus o Alan está no hospital, estado estável. Estamos orando por todos que ainda não foram socorridos, e força para todos os familiares. Situação complicado, difícil. Só Deus para dar força mesmo. 🙏🏻 obrigada Deus

Нивалдо , 42-летний вратарь, который играет за «Шапекоэнсе» с 2006 года и который не полетел в Колумбию, заявил, что проснулся во вторник в 5 утра после звонка друга, который поинтересовался, не был ли футболист в самолете. По словам Нивалдо, он пытался связаться с кем-то из одноклубников, но никто не ответил...

В числе жертв - главный тренер команды Луиш Карлуш Сароли, также известный как Кайо Жуниор . Его сын, Матеус Сароли , также должен был лететь в Колумбию, но остался дома, т.к. потерял паспорт. «Нам нужны силы. Прошу вас дать нам немного спокойствия, особенно моей матери», - написал он на своей странице в Facebook.

Нападающему Алехандро Мартинуччо следует благодарить судьбу - его жизнь спасла травма, из-за которой он также не вылетел с командой в Медельин. «Я спасен только по той причине, что травмирован. Я опечален...Единственное, что могу просить, это молиться за тех, кто был на борту», - сказал нападающий, также известный по выступлениям за «Вильярреал», «Пеньяроль» и бразильские «Куритибу», «Понте Прету», «Крузейро» и «Флуминенсе».

Третий голкипер «Шапекоэнсе» Марсело Бук не полетел с командой, т.к. получил разрешение отпраздновать свой день рождения.

Все те, кто остался в Бразилии, сегодня пришли в раздевалку, где еще несколько дней назад праздновали выход в финал Копа Либертадорес, чтобы почтить память погибших.


Лайнер, перевозивший «Шапекоэнсе», эксплуатировался 17 лет. Этот же борт перевозил сборную Аргентины на матч с Бразилией (0:3) в отборочном турнире ЧМ-2018.

Т.к. самолет был произведен в Великобритании, на место катастрофы отправилась группа из трех экспертов из Air Accident Investigation Bureau (AAIB).

Известно, что после падения самолет не загорелся, но на данный момент не понятно, почему это произошло - либо пилоты каким-то образом сбросили оставшееся горючее, либо оно просто закончилось.

Также стоит отметить, что игроки «Шапекоэнсе» вообще (!) не должны были лететь этим рейсом - незадолго до вылета управление гражданской авиации Бразилии запретило клубу лететь в Медельин чартером, поэтому команде пришлось покупать билеты на обычный коммерческий рейс.

Президент Бразилии Мишел Темер объявил о трехдневном трауре и выразил соболезнования родным и семьям погибших. «Я выражаю свою солидарность в это печальное время, когда десятки бразильских семей пострадали от трагедии», - говорится в официальном аккаунте политика в Twitter. «Мы предлагаем любую форму помощи семьям. ВВС и Министерство иностранных дел занимаются этим делом. Правительство сделает все возможное, чтобы облегчить боль от этой утраты».


Коллега Темера из Колумбии Хуан Мануэль Сантос также выразил соболезнования семьям погибших.

Конфедерация футбола Бразилии (CBF) объявила о семидневном трауре в связи с авиакатастрофой, все матчи, проводимые под эгидой CBF, перенесены на неделю. Согласно постановлению CBF, ответная игра Кубка страны между «Гремио» и «Атлетико Минейро» пройдет 7 декабря, заключительный тур бразильской Серии А - 11 декабря, а финал Кубка Бразилии до 20 лет между «Баией» и «Сан-Паулу» состоится 8 декабря.

Конфедерация южноамериканского футбола (КОНМЕБОЛ) в связи с трагедией также объявила о приостановлении всех международных соревнований под ее эгидой.

Представители «Атлетико Насьоналя», с которым «Шапекоэнсе» должен был сыграть в финале Копа, предложили КОНМЕБОЛ присудить бразильскому клубу победу в кубке как «посмертную дань жертвам катастрофы.» «Для нас "Шапекоэнсе" - чемпион турнира», - заявили в руководстве колумбийской команды.

Помощь «Шапе» оказали или готовы оказать десятки и сотни клубов по всему миру. Бразильские и аргентинские команды выступили с официальным обращением, в которому заявили о готовности предоставить «Шапекоэнсе» футболистов.

Финансовую помощь бразильскому «Лестеру» оказали лондонский «Арсенал», Криштиану Роналду и многие другие. В стороне от трагедии не остался никто. «На их месте могли быть мы. Не проиграй мы тогда, возможно, в Медельин полетела бы "Коритиба". Мы все опечалены, ведь у нас были хорошие отношения с "Шапекоэнсе". "Коритиба" сделает все, что в ее силах, чтобы помочь нашим братьям из Санта-Катарины», - сказал президент «Коритибы» Роже Баселар .


После трагедии болельщики «Шапекоэнсе» собрались у стадиона, дабы почтить память погибших. Сотни фанатов принесли флаги и цветы, а затем вместе прочитали молитву. «Город просто остановился. Очень грустно. Это большая потеря для всего бразильского футбола. Команда была на своем пике», - заявил голкипер Нивалдо.


История «Шапекоэнсе» - история бразильской Золушки. Еще в 2009-м команда играла в Серии D и стояла на грани банкротства. Клуб спасли местные бизнесмены - они собрали деньги, 30% из которых потратили на погашение долгов (около полумиллиона долларов), а 70% - на дальнейшее развитие.

Осенью 2009-го «Шапе» вышел в Серию С, через год мог вылететь, но остался в третьим дивизионе из-за неготовности «Атлетико Ибирама» занять его место. В 2012-м поднялся в Серию В, а в 2014-м взлетел в элиту. Путь от четвертой лиги до финала Южноамериканского кубка занял всего семь лет.


После выхода в финал Копа Либертадорес в раздевалке было очень громко - песни, пляски, шампанское. Команда была на пике. В шаге от триумфа.


Но финал сыгран не будет. Небеса уже получили чемпионов.

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов "Шапекоэнсе" Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес, авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Это, далеко не первый случай, когда в авиакатастрофах погибали целые футбольные команды.

Гибель "Пахтакора"

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды "Пахтакор". Команда летела в Минск на игру с местным "Динамо".

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии "Пахтакор" восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, "Пахтакор" три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель "Торино"

В послевоенной Италии "Торино" по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого "скудетто".

В 1949 году "Торино" пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской "Бенфикой" и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

© Wikipedia /

Авиакатастрофа в Суперга 4 мая 1949 года, в результате которой погибла футбольная команда "Торино"

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе "Торино" играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

© AP Photo / Massimo Pinca

Обувь и мяч, найденные на холме Суперга, где в 1949 разбился самолет команды "Торино", выставлены в Музее Турина

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов "Торино" досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения "Фиорентина", "Дженоа", "Сампдория" и "Палермо" также выставляли на игру "молодежку". Футболисты "Торино" выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Гибель "Манчестер Юнайтед"

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты "Манчестер Юнайтед" — The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

© AP Photo /

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с "Црвеной Звездой" оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда "МЮ" сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил "Болтону" 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

© AP Photo / Francois Mori

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.